В 1642 году корпорация амстердамских стрелков заказала Рембрандту групповой портрет, который сегодня можно увидеть в Государственном музее Амстердама.
Не желая писать тривиальный вариант, мастер отступил от всех канонов, превратил групповой портрет в драматическую массовую сцену. Да, к тому же, добавил в композицию шестнадцать посторонних фигур. Вместо традиционной пирушки или сцены представления капитаном своих офицеров, «вывел» людей на площадь, где стрелковая рота должна была собраться по срочному приказу командира Баннинга Кока.
Прошло много лет. И в 1876 году король Виллем III переместил статую Рембрандта работы скульптора Луи Ройена на то место, где прежде стояли городские ворота. Появилась площадь с названием Rembrandtplein.
А в 2008 году, к 400-летию художника, здесь появилась композиция из 22 скульптур, изображавших персонажей знаменитой картины «Ночной дозор», самой большой картины мастера, несмотря на то, что в 1750 году холст был обрезан со всех сторон (примерно 25 сантиметров вверху, 15 – внизу, 30 – слева и 10 – справа), из-за чего две фигуры были утрачены.
Заказанная гильдией стрелков, картина до 1750 года висела в их клубе, а затем попала в городскую ратушу. После реставрации, проведенной в середине XVIII века Ван Дейкком, попала вРейксмузеуме (Амстердам). Название «Ночной дозор» появилось только в XIX веке. Причиной, вероятно, стало старение лака, вследствие чего картина стала казаться более темной.
И вот однажды у двух члены Российской академии художеств, Михаила Дронова и Александра Таратынова (К слову говоря, они родились в один год, в один день, учились в одном классе, в одном институте и дружат многие годы) пришла идея «оживить» героев картины Рембрандта, воссоздав их в бронзе. На работу ушло 5 лет. Было израсходовано 10 тонн металла.
Для максимальной точности скульпторы изучали исторические документы, предметы одежды и вооружения. А еще они добавили в композицию от себя некоторые предметы. По окончании работы композиция «Ночной дозор 3D» с неизменным успехом путешествовала 5 лет по городам Европы..
Не остался в стороне и Амстердам, пригласивший персонажей «Ночного дозора» в Голландию, когда страна отмечала 400-летие мастера. как уже говорилось, композицию установили у подножия памятника Рембрандту, на площади его имени
Простояв там три года, она в 2009 году отправилась в Нью-Йорк.. Затем побывала во дворе московского Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, в Ораниенбауме, и в 2013 году вернулась в Амстердам, где простояла до февраля 2020 года.
А сегодня Рембрандт снова оказался в одиночестве. Причиной тому, по мнению менеджера площади Джона Шравена, разногласия по поводу аренды или покупки скульптур между авторами и ассоциацией компаний, работающих на Rembrandtplein.
Где сейчас находятся изображения неясно. А площадь украшает лишь выставка современного искусства, которая проводится ежевоскресно в летние месяцы.
Теи же, кто хочет поближе познакомиться с Рембрандтом, может пройти на расположенную неподалеку от площади улицу Йоденбреестраат, 4, (Jodenbreestraat) в Еврейском квартале. Там находится Дом-музей художника, где он жил с 1639-го года по 1656 год.
Здесь тщательно восстановлена историческая обстановка мастерской и жилых комнат. А вот работ мастера немного. Небольшая коллекция его гравюр и рисунков, приобретенных на аукционе, автопортрет художника в рабочем костюме. Остальное — полотна учеников и современников, полученные от частных лиц.