Портрет А.И. Куинджи работы В. Васнецова. Третьяковская галерея
«Его Ночь на Днепре вся наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает свое течение, и небо — настоящее бездонное и глубокое»
Иван Николаевич Крамской
В 1880-м году весь светский Петербург только и говорил о некой необычной картине, которую писал в то время Архип Иванович Куинджи. Трудно сказать, кто начал распространять эти слухи, только многим не терпелось увидеть нечто необычное, и около его мастерской стал толпиться народ. Мастер решил не делать тайны из своей работы, и каждое воскресенье на перу часов открывал двери для посетителей.
Однажды среди гостей оказался Великий князь Константин Константинович Романов, который и договорился о приобретении картины после ее завершения за баснословную, по тем временам, сумму — 5 тысяч рублей.
Владелец картины так в нее влюбился, что не хотел расставаться, и взял ее с собой в кругосветное путешествие на яхте. Узнав об этом, И. С. Тургенев ужаснулся, и пытался безуспешно отговорить князя от этой затеи. Но безуспешно. Он, сокрушаясь, писал об этом своему другу Д. В. Гигоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина…вернется совершенно погубленной.».
Лунная ночь на Днепре. 1880.. Русский музей, Санкт-Петербург
Впрочем. до этого, состоялась выставка одной картины в зале Общества поощрения художников. И люди часами выстаивали в длинных очередях для того, чтобы ее увидеть.
Чтобы работа произвела на зрителей максимальное впечатление, в комнате с занавешенными окнами и закрытыми дверями, небольшое полотно освещалось лишь электрическим светом с лучом, направленным на картину.. При этом луна с картины светилась так ярко, что среди посетителей на находились Фомы Неверующие, желавшие взглянуть на обратную сторону, надеясь обнаружить там лампочку и изобличить автора в мошенничестве.
Недоброжелатели говорили о том, что Куинджи рисует «волшебными лунными» красками, которые ему помогает готовит нечистая сила. А он только смеялся. Ведь состав красок он определял вместе со своим другом – Д. И. Менделеевым, который советовал добавлять те или иные химические элементы.
А еще секрет заключался в исключительном умении передавать контрасты, «играть» со светом и цветами красок.
Но давайте рассмотрим картину. Глядя на нее, невольно вспоминаешь гоголевские строки: «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит он через леса и горы полные воды свои». На величавую водную поверхность сверху смотрит сверкающий серебром диск полной луны…
Картина имела такую невероятную популярность, что художнику в 1882 году пришлось создать два авторских повторения. Первон хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве, другая – в Ливадийском дворце в Ялте.
И вот настала пора поговорить о биографии и творчестве Архипа Ивановича.
Он родился 27 января 1842 года в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека, который носил фамилию по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер».
Рано став рано сиротой, воспитывался в доме тети по отцовской линии. Семья была столь бедна, что мальчишке приходилось с детства трудиться. Он пас гусей, служил у подрядчика, подрабатывал у торговца хлебом.
Должного образования не получил (сначала обучался греческой грамматике у учителя-грека, потом посещал занятия в городском училище), но ему это было не интересно. Единственное, чем увлекался парнишка. было рисование. Рисовал везде, где придется. Это заметил хозятн хлебной лавки и посоветовал отправиться в Феодосию, около которой, в усадьбе, неподалеку от деревни Шейх-Мамай, жил И. Айвазовский.
Когда летом 1855 года Архип пешком добрался до места, то мэтра дома не оказалось. Решив дождаться хозяина, юноша напросился на работу в усадьбе, где ему поручили красить забор и толочь краски для Адольфа Фесслера, родственника Айвазовского, копировавшего для него картины. У него-то и были полученного первые уроки живописи.
По возвращении Ивана Константиновича стало ясно, что он не возьмет Куинджи в ученики, и тому пришлось вернулся в Мариуполь, где он стал работать ретушёром у местного фотографа. Затем занимался тем же в Одессе, Таганроге…. Служба занимала у него всего полдня, а потому по утрам и вечерам он не переставал рисовать.
В 1865 году отправился в Петербург с целью поступления в Академию художеств. Но первые две попытки оказались неудачными. Достигнуть желаемого ему удалось лишь в 1868 году, после того как на академической выставке появилась его картина «Татарская сакля в Крыму».
Он получил звание свободного художника и право на сдачу экзаменов по главным и специальным предметам для получения диплома.
В 1870 году Куинджи получил звание неклассного художника и с третьей попытки стал вольнослушателем Императорской Академии художеств. Там он познакомился с с Ильей Репиным, Виктором Васнецовым, Иваном Крамским, и проникся идеями передвижничества. Он участвовал во многих выставках, где его картины имели большой успех, а «Осенняя распутица» принесла звание классного художника.
Осенняя распутица 1872 Русский музей Петербург
И это хорошо видно в пейзажных работах «На острове Валааме» и «Ладожское озеро», где реалистическое изображение природы сочетается с использованием романтических элементов.
На острове Валааме. 1873 Государственная Третьяковская галерея, Москва
Ладожское озеро 1873 Русский музей Петербург
.1875 год ознаменовался рядом значимых событий. Куинджи приняли в Товарищество передвижников. На ежегодной выставке он представил картину «Степь».
Степь 1875 Третьяковская галерея Москва
А через год появилось полотно «Украинская ночь», где проявились те тенденции, которые найдут воплощение в знаменитой «Лунной ночи на Днепре». Она стала прологом «романтического периода» творчества Куинджи.
Украинская ночь 1875 Третьяковская галерея Москва
И снова на ум приходит Гоголь: «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь!» И лучше него не скажешь.
Но спмое главное событие произошло в его личной жизни. Он обвенчался с дочерью богатого мариупольского купца Верой Леонтьевной Кечеджи-Шаповаловой, которую полюбил ещё юношей. И эта пара прожила с любви и согласии долгие годы.
В 1878 году живописец участвовал во Всемирной выставке в Париже. Самобытный стиль его полотен отметили многие французские критики. В частности, Эмиль Дюранти, который называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность»
А год спустя Куинджи вышел из общества передвижников, поводом для этого стала анонимная статья, в которой художника обвиняли в однообразии. Позже стало известно, что автором публикации был Михаил Клодт,
В 1881 году Куинджи снова устроил выставку, одной картины Это была «Березовая роща» , имевшую тоже оглушительный успех.
Березовая роща 1879 Третьяковская галерея Москва
А вот представленная публике картина публике «Днепр утром», не имела успеха подобного предыдущим работам.
Днепр утром 1881 Третьяковская галерея Москва
А вскоре произошло нечто не поддающееся объяснению.
«ушел в подполье» на целых 20 лет. Он заперся в своей мастерской, куда никого пускал, и работал, работал…
Никто из его биографов не смог ответить на вопрос : «Почему это произошло?, Почему будучи успешным и любимым публикой, он закрылся от мира?» Есть мнение, что он просто устал и от оглушительного успеха, и от происков недоброжелателей. Говорил также что он выдохся, исчерпал себя…
Но нет. Он, как говорилось выше, много работал, экспериментировал с красками. За этот период он создал около пятисот эскизов и живописных плотен. А также около трёхсот графических работ.
В 1886 году Куинджи приобрел участок в Крыму около посёлка Кикенеиз, и создал там имение, куда приезжал с учениками для работы на пленере.
С 1894 по 1897 год Куинджи занимал должность профессора-руководителя пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств. Но жил очень скромно, большую часть заработанных денег тратил на благотворительность.
В 1901 году Куинджи. нарушив затворничество, показал своим ученикам, а затем и близким друзьям четыре картины
Вечер на Украине. 1878-1901 Русский музей Петербург
Христос в Гефсиманском саду 1901 Воронцовский дворец-музей, Алупка
А еще третий вариант «Берёзовой рощи» и «Днепр утром». Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг, и о художнике снова заговорили.
В ноябре того же года была устроена последняя публичная выставка. А потом уже никто не видел его новых работ. В том числе этих.
«Радуга» (1900—1905, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
«Красный закат» 1905—1908, Метрополитен-музей, Нью-Йорк
«Ночное» 1905—1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких и в надежде на хороших врачей жена перевезла Архипа Ивановича в Санкт-Петербург. Но больное сердце не выдержало нагрузки. 11 (24) июля 1910 года Мастер Света ушел из жизни