На маленькой тарелке передо мной —
Вся Страна Израиля:
Из Ришона — миндаль, из Цфата — плоды
рожкового дерева, Виноград — из Метулы…
Возьму в руку золотой апельсин
И поцелую его — потому что
Аромат его — от вод Яркона,
А кожура его — это солнце земли Ханаанской.
А гранат поднимаю я с благоговением:
Этот гранат вырос в Тель-Хае,
И сок его — это кровь павших там героев.
Авраам Регельсон «Тарелка Ту-Би-Шват»
Одним из важнейших праздников еврейского календаря является Ту-Би-Шват, который отмечается 15 числа месяца Шват. Второе название праздника, Новый год деревьев. О том, почему он так называется, рассказывает следующая притча.
Деревья, увидев, что Господь даровал людям праздник Нового года, решили, что им тоже необходим такой день. Их желание было исполнено. И с тех пор в тот момент, когда деревья просыпаются после зимней поры, растения, а вместе с ними и люди, отмечают праздник еще один раз.
Если же говорить о реальных вещах, то следует вспомнить древних мудрецов, что были хорошо знакомы с земледелием Израиля и пришли к выводу, что 15-е число месяца Шват является пограничной датой. Большинство зимних дождей yже выпало, и деревья начинают оживать. Их корни снабжают растения новыми соками. Затем приходит пора цветения, завершающаяся завязью, из которой развивается плод.
Фрукты, собранные после этой даты, считаются плодами нового урожая. А потому этот день считается последним днем еврейского налогового года для плодоносящих деревьев. И, согласно предписанию Торы, каждый еврей должен отделить десятину от урожая плодов в пользу священников, левитов и бедняков.
Этот праздник, не упоминающийся в Торе, отмечен в Мишне как будний день. Тем не менее, ему сопутствуют особые действия, касающиеся, прежде всего, седера, упоминаемого в книге «Хемдат Аямим».
«В ночь на Ту-Би-Шват собираются в доме учения, в доме одного из ученых или уважаемых людей общины… Горят свечи, столы накрыты белыми скатертями и украшены цветами, растениями, ветками мирты, а также пряностями и благовониями. А на них – кувшины красного и белого вина. После чтения Торы наливают первый из четырех бокалов – положено начинать с белого вина. Участникам седера подают изделия из пшеницы (пироги), оливки, финики и виноград, произносят благословление над фруктами и вином и наслаждаются ими… Наливают второй из четырех бокалов – много белого и немного красного вина. С каждым разом вино все более краснеет, до тех пор, пока в четвертом бокале оно не становится абсолютно красным. На стол подают финики, гранаты, этроги и яблоки… Наливают третий бокал – наполовину белое и красное вино. На стол подают орехи, миндаль, плоды рожкового дерева и груши. Участники седера учат Тору, а потом поднимают третий бокал и пьют за хороший, благословенный и плодородный год. Наливают четвертый бокал – много красного и немного белого вина. На стол подают десерт, присутствующие поют и танцуют…»
Здесь не случайно упоминается семь видов плодов, которыми славится Эрец Исраэль. Это пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранат, маслины и финики.
Самый главный из плодов – пшеница, которая, как известно, относится к злаковым и совсем не является деревом. Но мудрецы Устной Традиции говорят о том, что в Райском саду она так же была деревом, ибо другого типа растений там просто не существовало.
Кроме того, пшенице в Торе отводится главная роль, как основе основой человеческой пищи, которая в то же время питает и духовные устремления. Ячмень — корм для скота. А так же символ « развития в нашей животной душе».
Пять фруктов добавляют вкус и аромат жизни.
На первом месте — виноград, символизирующий элемент радости жизни, « которая стимулирует наши возможности и добавляет глубину, цвет и энергию всему, что мы делаем».
Инжир (он же фига) представляет собой возможность глубокого личного участия «в каждом положительном деле».
Гранат, имеющий много зерен, согласно объяснению Талмуда, является символом истины того, что абсолютно все люди, даже «самые пустые», способны совершить немало хороших поступков.
Маслина олицетворяет внутреннюю борьбу, постоянно происходящую в каждом человеке, достижение целей в этой борьбе. Подобно тому, как из оливок под прессом получается масло, так и евреи в результате жизненных испытаний и внутренних противоречий приобретают стойкость духа.
И, наконец, финики, олицетворяющие мир, спокойствие и совершенство, душевный потенциал, способный полноценно проявиться в том случае, когда люди находятся в состоянии мира с самими собой, достигают баланса и гармонии противоречивых компонентов души.
Согласно другому обычаю, в Ту-Би-Шват надо попробовать пятнадцать разных сортов фруктов – в честь 15-го дня месяца Шват. При этом поизносится специальная молитва с пожеланиями деревьям расти и плодоносить. До сегодняшнего дня сохранилась и древняя молитва о даровании благополучия деревьям.
А вот представители Хабада говорят, что в этот праздник надо постараться отведать какой-нибудь фрукт, который еще не пробовался в этом году. Это даст возможность произнести благословение Шеэхеяну («Давший нам дожить»).
Особое значение праздничной трапезе Ту-Би- Швата придавали каббалисты Цфата. Рав Элияу де-Видаш (Решит Хохма), утверждал, что каждый участник такой трапезы, непременно, должен почувствовать себя так, словно он пирует в Ган Эдене перед лицом Самого Всевышнего.
А ученик и преемник Аризаля, рав Хаим Виталь, считал, что седер Ту-Би-Швата ничто иное, как момент исправлением греха Адама и Хавы, вкусивших запретный плод и изгнанных за это из райского сада.
Интересен и такой момент. Во время трапезы произносятся необычные слова: «В мире грядущем человеку предстоит дать ответ за каждый «разрешенный» плод, который видел его глаз и от которого он отказался».
Надо отметить, что в отличие от многих других обычаев цфатских каббалистов, разработанная ими программа Седера Ту-Би- Швата не получила всеобщего распространения. И праздничная трапеза, осуществляемая «по всем правилам», проводилась далеко не всеми.
Многое изменилось с распространением лурианской каббалы. Во многих общинах появились праздничные обычаи, напоминающие о плодах Израильской Земли. А из-за того, что в диаспоре зимой не всегда можно было найти фрукты, произрастающие в Израиле, появился обычай ставить на стол сушеные плоды и стручки рожкового дерева, многократно упоминавшегося в Писании и Талмуде.
В конце ХIХ века в Палестине появилась новая традиция, возникшая в земледельческих еврейских поселениях. В 1890 году учитель и историк Зеэв Яабец со своими учениками из школы, размещавшиеся в Зихрон-Якове, посадил деревья, руководствуясь словами из мидраша Танхума:
«“Когда придете в эту страну – насадите в ней плодовых деревьев, — сказал Всевышний сынам народа Израиля.- Хотя вы обнаружите, что страна эта полна всевозможных благ, не говорите, что раз так, мы можем спокойно сидеть и не заниматься посадкой деревьев. Вы найдете в ней деревья, которые другие посадили для вас, – так и вы сажайте деревья для ваших потомков. Пусть никто не говорит: «Я уже стар – сколько лет я еще проживу на свете? Зачем мне трудиться для других, если, может быть, уже завтра я умру…» Нет, пусть никто, даже старик, не уклоняется от посадки деревьев: сколько ни нашел, пусть прибавит к ним еще».
Так празднику было придано еще одно значение. Эта традиция прижилась. И в 1908 году профсоюз учителей и воспитателей детских садов официально провозгласил Ту Би-Шват Праздником Посадки Деревьев. Эту дату некоторое время спустя признал Еврейский национальный фонд (Керен Каемет ле Исраэль). И с тех пор тысячи людей выходят с лопатами и саженцами, участвуя в озеленении нашей страны.
«Дело вкуса». февраль, 2015