И снова возвращаюсь в прошлое. То, о чем хочу рассказать, может показаться полным идиотизмом, а в ракурсе пожарной безопасности и нанесения вреда собственному здоровью – просто жутью. Но, что было, то было. Как говорится, из песни слов не выкинешь.
Не помню, от кого исходила безумная идея стирать дорогие вещи из натуральных шерсти и шелка в авиационном бензине, который можно было приобрести, заплатив 5 рублей за канистру, доставленную на дом. Несомненно, горючий продукт был ворованным с авиабазы. Но кого это интересовало? Одни делали свой «маленький бизнес», другие — не задавали лишних вопросов.
Канистра ставилась в сарай, дожидаясь там своего часа. А когда наступал день стирки, доставалась оттуда. Содержимое выливалось в таз, куда друг за другом отправлялись вязанные костюмы и платья, мохеровые кофты.
После этого вещь, водруженная на «плечики», вешалась на протянутую во дворе проволоку. Излишки жидкости стекали в подставленную под нее емкость.
Порой к нам приходили «на постирушку» и друзья. В старых фотографиях я нашла снимок, запечатлевший за этим занятием мою подругу Инку.
Содержимое таза после того, как грязь, сошедшая со шмоток, оседала на дне, бензин сливался в другую канистру и использовался еще несколько раз. Мутный осадок спускался с большими предосторожностями в унитаз.
Понятно, что при проведении сей акции во дворе создавалась поистине взрывоопасная атмосфера. Достаточно было одной искры, одной зажженной спички… Ведь воздух был наполнен парами горючего вещества, а потом, еще долго, стоял бензиновый запах, исходящий из сохнувших вещей.
Зато потом они выглядели новенькими, словно вытащенными из целлофанового пакета. Правда, такую процедуру можно было проводить не до бесконечности. После нескольких раз вещи уже не «отстирывались».
Что касается рук, что шуровали в бензине, то они еще долго отходил от такой встряски: химического воздействия, сводящего суставы холода. А затем постепенно восстанавливались от красноты и припухлости, от отнюдь не парфюмерного запаха.
Почему я вдруг об этом рассказала? Не знаю. Просто сегодня ночью откуда-то пришло воспоминание, заставившее сесть к столу и написать эти строчки.