Наступает один из самых главных еврейских праздников – Песах, символизирующий исход из Египта, освобождение еврейского народа от физического и духовного рабства. И он требует как особых приготовлений, так и особого проведения. В ритуалах, сопровождающих все процедуры, у всех общин есть и нечто общее, и индивидуальное.
К общим традициям относится очищение дома от любого хамеца, то есть квасного. Причем в религиозных семьях имеют место дополнительные специфические обряды. Всей семьей ищут квасные продукты, переходя из комнаты в комнату, проверяя, не осталось ли крошек. Выключив свет, зажигают свечу, которой освещают углы, из которых пером выметают крошки. Их собирают в деревянную ложку, которую сжигают на следующий день вместе с хамецом.
В религиозных семьях специально для этого праздника хранят специальный комплект посуды или покупают новую, которую выставляют на стол во время седера, где на столе непременно должно стоять блюдо – кеара с шестью углублениями или розетками, содержимое которых имеет определенное значение.
Зроа (лопатка). Куриное крылышко (сырое или варенное) опаленное на огне говорит о том, что Всевышний волевой рукой вывел еврейский народ из Египта.
Бейца. Яйцо напоминает о праздничной жертве, которую приносили в Храме, а также является знаком траура по разрушенному храму. Сваренное вкрутую, оно поджаривается на открытом огне до того момента, когда скорлупа подрумянится
Марор — горькая зелень. Это листья хасы, на которые кладется тертый хрен. Это символ горькой участи евреев в Египте
Харосет — сладкая смесь из яблок, корицы, толчёных орехов и красного вина. Имитирует глину, из которой евреи делали кирпичи для строительства египетских городов.
В средние века во многих общинах в харосет добавляли немного натуральной глины или толченого кирпича. Потом этот элемент исчез.
Карпас — древнее название сельдерея, намекающее на 60 тысяч египетских рабов-евреев, (Буква «О» имеет цифровое значение — 60, а остальные буквы « פ» «ר» «ח» — «изнуряющая работа».)
Сельдерей можно заменить вареной картошкой или морковью.
.Хазерет — хрен. Его, как правило, кладут между двумя кусочками мацы в память об обычае Гилеля делать сэндвич- корех из мяса пасхальной жертвы, мацы и «марора». Терпкий вкус сэндвича тоже напоминает о горечи рабства в Египте.
Содержимое блюда не едят. Но походу седера употребляются марор, харосет, карпас и хазерет, разложенные в небольшие емкости и расставленные на столе. Ставят на стол и блюдечки с подсоленной водой, куда обмакивается карпас в память о слезах, пролитых в тяжёлые годы египетского рабства.
Непременным условием является то, что каждый, присутствующий на празднике, должен выпить четыре бокала кошерного виноградного вина, символизирующие четыре этапа освобождения народа Израиля из рабства. Они определяются фразами из книги Шемот.
Первый бокал выпивается в начале седера после чтения Кидуша (освящение этого особого дня).
Второй — в конце чтения после чтения фрагмента «Агады» об исходе из Египта перед праздничной трапезой
Третий — после произнесения благословения трапезы — Биркат а-мазон.
Четвертый — после завершения чтения «Агоды» с выражением благодарности Всевышнему.
На столе непременно ставится бокал с вином для Ильягу Нави и пустые блюдца для стряхивания капель вина, во время поминания о «казнях египетских».
В Песах у ашкеназских евреев имеет место отказ от употребления в дни Песаха так называемых китниёт — зерновых продуктов, напоминающих их и производных. Это пшеница, манка, рис, бобовые, гречка, кукуруза, арахис и пр. При этом от них не избавляются. Они могут находиться в доме. Отсюда запрет и на соевое и кукурузные масла.
Сефарсдские общины этого не придерживаются. Лишь марокканцы не едят рис.
Имеются и другие особенности у разных общин. Так, в отличие от твердой мацы, которую пекут ашкеназы, эфиопские и йеменские евреи готовят мягкую, напоминающую питу.
В качестве марора ашкеназы используют хрен, а сефарды —салатные листья разных видов или зелёный лук.
По-разному готовят хоросет. Выходцы из Центральной Европы смешивают тертые яблоки с молотыми орехами, вином и корицей. Итальянские евреи добавляют туда каштаны, индийские — кокосовую стружку, а иранские собирают «букет» из сорока (!) разных ингредиентов. В их число входят имбирь, финики, изюм, гранатовый сок, белое, красное и розовое вина.
В ряде диаспор принято сохранять лулавы с праздника Суккот, а на Песах использовать их как топливо. Сирийские евреи жгут на них хомец, йеменские закладывают в печь при выпечке мацы, а иракские евреи с той же целью используют ветки аравы.
У ашкеназов ведущий седер должен облачаться в специальную белую одежду- – китл. Из сефардских общин это имеет место лишь у марроканских евреев.
Некоторые раввины, повторяя опыт своих великих предшественников, оставляют во время седера, открытые двери, приглашая таким образом желающих разделить трапезу. Это связано со следующими словами «Агады»: «Вот скудный хлеб, который ели наши предки в стране Египетской. Всякий, кто голоден, пусть войдет и ест, всякий, кто нуждается, пусть войдет и празднует Песах».
Не запирают двери и йеменские евреи. Но по другой причине. Они верят, что именно в Песах появится Машиах и надо будет спешно выйти ему навстречу.
Хасиды Хабада открывают двери по прочтении отрывка из Агады «Излей гнев Свой(многоочие), символизируя таким образом уверенность в особой защите Всевышним в эту ночь.
Во многих общинах входная дверь отворяется перед наполнением «Бокала пророка Элияу»
В ряде восточных общинах один из его участников одевались в одежду, какую носили евреи, покидая Египет, словно он идет оттуда в Иерусалим. И все присутствующие задавали ему стандартные вопросы.
У йеменских евреев отец семейства и сегодня заворачивает несколько кусков мацы в платок и закидывает их на плечо, как мешок. На вопрос: «Зачем так поступает?» отвечает: «Так поступали наши отцы, когда поспешно выходили из Египта».
У евреев Марокко после окончания чтения «Агады» члены семьи клали на плечо палку со связкой обуви отца семейства и выходили из дома, крича: «Так поступали наши предки в Египте».
У персидских евреев при словах: «Вот скудный хлеб (многоточие)» ведущий берет три мацы, которые заворачивает в белую салфетку и под столом отдает одному из членов семьи. Тот передает соседу. Так маца переходит из рук в руки всех участников седера
Имеется интересный обычай, родившийся в Испании в ХIV веке. Глава семьи перед началом седера трижды произносит фразу: «В спешке вышли мы из Египта», а затем обходил стол с пасхальным блюдом, касаясь им головы каждого участника. Это и сегодня соблюдаются выходцами из Марокко, Туниса, Ливии. Считается, что так осуществляется защита от любого негативного воздействия и человек получает множество благословений.
Непременной деталью празднества является такое действие. В начале седера три листа мацы кладутся под салфетку От средней отламывается половина (она называется афикоман) и прячется. Дети ищут ее, а найдя, получают подарок. В конце трапезы кусочки афикомана раздаются всем присутствующим. Это последнее, что попадает в рот в тот вечер. После этого нельзя есть до утра для того, чтобы во рту остался “вкус свободы”. Польские же евреи не ели его, а, сделав в афикомане дырочку, пропускать через нее ленточку и вешали на стену как талисман.
А евреи Ливии и Туниса некогда брали афикоман в морское путешествие как средство, защищающее от морской болезни. В Персии держали при себе как амулет, приносящий богатство, потомство мужского пола, хороший урожай зерна, а воинам — защиту от пули.
Интересно, что в древности мацу нередко украшали узорами и рисунками. Художник имел в своем распоряжении всего несколько минут, ибо маца не должна была заквасится. Но в средние века раввины, запретили это делать для того, чтобы не возникало сомнения в кошерности продукта.