Меня нередко спрашивают, почему изначально я выбрала профессию химика, а не литератора или искусствоведа. И на это есть простой ответ: просто пошла по пути наименьшего сопротивления
Дело в том, что что химия мне нравилась не меньше литературы. Самое главное то, что я ее понимала, что нельзя было сказать о многих моих одноклассниках. Для них она была тайной за семью печатями. А ларчик открывался просто. Изучая сию дисциплину (это стало мне понятно уже потом, во время преподавания) невозможно выучить (вызубрить) какую-то отдельную часть, пренебрегая другими, ибо там все так связано-завязано, что, не зная предыдущего материала, невозможно понять следующий. Как например, в литературе, истории, географии…
А еще к этому шагу подтолкнуло следующее. Когда я училась в 11 классе, газета «Комсомолец Узбекистана» стала проводить заочную олимпиаду по химии. И, решив себя проверить, я стала отвечать на предложенные вопросы. Сначала справлялась сама, а потом мне немного помогал дядя Эмма, который был прекрасным специалистом, ученым секретарем Института Химии нефти и газа.
Таким образом я дошла до конца и была приглашена на последний, очный тур, что проходил в актовом зале химфака ТашГУ. Задание оказалось вполне доступным, а потому справилась с ним без труда и получила документ, дающий возможность поступления на этот факультет университета вне конкурса. Эта бумага, плюс золотая медаль и определили мою судьбу.
К слову говоря, в качестве презента мне подарили альбом с репродукциями И. Шишкина. Словно устроители знали о моем хобби. Ведь лет с 10-11-ти я стала интересоваться живописью, собирать репродукции, что щедро печатали такие иллюстрированные журналы как «Огонек», «Работница», «Крестьянка»… Затем стала собирать открытки, альбомы…
Прологом этому увлечению стала, притаившаяся в одном уз уголков нашего школьного двора, районная детская библиотека «Профинтерн», где (это поняла значительно позже) мудрые библиотекари, настоящие специалисты своего дела, пытались приобщить ребят к культурным ценностям. А потому вместе с беллетристикой «в нагрузку» давались, непременно, книги о художниках, писателях, композиторах… И сейчас перед моими глазами встают книги о Перове и Айвазовском.
Прошли годы, окончив институт, я сначала работала в лаборатории ТашИИТа, затем завода электронной техники. Но такая деятельность мне казалась нудной и неинтересной. А потому отправилась в школу.
И здесь мне удалось не только учить ребят химии, но и приобщать их к искусству. Недаром моей «фишкой» стала тема «Использование художественной литературы на уроках химии». Я даже делись опытом в журнале «Химия в школе», выступала с докладом на Всесоюзном совещании, что было совершенно удивительным фактом, ибо учителей на такие мероприятия не приглашали. Вместо них по городам и весям ездили министерские чиновники.
А потом все переменилось. Мы уехали в Израиль. Здесь, по ряду причин, моя преподавательская деятельность закончилась. Началась другая – журналистская. И, благодаря ей стало возможным заняться искусствоведением, начать писать не то только житейские истории и брать интервью у разных людей, хотя этот тоже было интересно, но и о художниках, их работах, о музеях…
А химия? – спросите вы. Химия сыграла свою роль. Она научила аналитически мыслить, анализировать и прогнозировать ситуации.
Май, 2022