В середине XIX века российским правительством были выкуплены в Иерусалиме земли для строительства российского консульства.
Когда на этом участке в 1859 году были произведены предварительные раскопки, то там оказались интересные исторические объекты. В частности, фрагмент городской стены с так называемым «игольным ушком» — небольшим отверстием, расширяющимся кверху.
Через него мог пролезть человек, оказавшийся за городскими стенами после того, как ворота уже были закрыты. С ним связывают известное выражение, приписываемое Христу: «Скорее верблюд пройдет через игольное ушко, чем богатый в Царство небесное».
Самой же главной находкой были Судные Врата, у которых провозглашался окончательный приговор, вынесенный преступникам. А потому от них шел путь к месту казни. Считается, что именно отсюда повели и Христа на Голгофу.
В связи с этим было решено строить не консульство, а церковь в честь императора Александра III, создавшего Православное Палестинское Общество, и в мае 1896 года новенький храм был освящен во имя во имя Александра Невского.
Внешним видом центральное здание Александровского подворья совсем не похоже на сакральное. Типичный образец особняка конца ХIХ века с элементами необарокко, картушами, волютами, разорванным фронтоном, рустованными углами…
Колокола поместили за Порог Судных Врат в небольшую нишу, обрамленную гранитными колоннами, бывшими некогда частью пропилеев Воскресенской базилики императора Константина.
Эти колокола весом в 38, 28 и 5 пудов были отлиты в России, откуда их доставили на пароходе в Яффо. А оттуда, под покровом темноты, их тащили на катках женщины.
Сегодня они молчат. Зато говорят девять новеньких колоколов, составляющих полный комплект любой звонницы, что установлены на специально сооруженном деревянном помосте. Это дар Александровскому подворью генеральным директором московского колокольного завода «Колокола ЛИТЭКС» К. В. Володина.
Войдем в церковь и первое, что увидим, Царскую или Приёмную комнату, получившую такое название из-за портретов царственных особ, ряда предметов, принадлежащих Романовым и соответствующего убранства.
Рядом с ней — канцелярия с парадным портретом великого князя Николая Александровича – будущего императора Николая II, картиной «Спаситель в терновом венце» кисти Н. А. Кошелева и портретами высокопоставленных лиц.
Рядом — часовня Федоровской Божьей матери
Войти в комнату, где она находится нельзя. Можно лишь взглянуть на нее через зарешетчатую дверь.
Главный объект здесь — храм, с интересными иконами, каменным престолом, датируемым IV веком из базилики императора Константина.
Красив резной деревянный двуярусный иконостас с иконами работы Пасхина, где изображены Спаситель, Богоматерь, образ Спаса Нерукотворного, евангелисты, архангелы, митрополиты, сцены Благовещения, Тайной вечери…
На задней стороне иконостаса — картина, изображающая Христа, несущего крест. А рядом с алтарем — картина Ал. Серова «Страдания Иисуса», подаренная церкви автором во время его путешествия по Святой Земле.
Всего в церкви было 82 образа и 205 предметов церковной утвари.
В левой части храма находится Плащаница Спасителя, исполненная на полотне с золотой вышивкой — пожертвование из Петербурга.
В торцовой части западной стены — «Портретная галерея», составленная из 14 икон в чёрных рамах с ликами подвижников веры Христовой работы живописца В. Ф. Пасхина.
Особо ценными считаются иконы, написанные Н. А. Кошелевым, академиком Петербургской Академии художеств, специально прибывшего в 90-х годах 19 века в Палестину.
В отличии от других православных храмов, здесь установлены витражи в стиле модерн.
А вдоль северной и южной стен храма на горизонтальном поясе, расположенном между окнами, находятся 16 образов аскетов, праведников и исповедников, исполненные в строгой живописной манере в рост, в строгих чёрных монашеских рясах, с нимбами на золотом фоне. Под ними — сцены Крестного пути
Вписался в интерьер и Порог Судных Врат, огражденный с трех сторон чугунной ажурной решёткой с эмблемой РПО.
А за ним на Иерусалимском камне, предположительно отколовшемся от Голгофы во время
землетрясения, — распятие из Афонского монастыря.
Рядом с порогом Судных врат — 23 чёрные мраморные метровые мемориальные доски, на которых золотыми буквами написаны имена жертвователей на храм.
За распятием две колонны римского периода. Рядом с Распятием — этюд Репина «Несение Креста» (1898 г) с дарственной надписью.
Справа от Порога «Судных врат» на стене — мраморный киот с иконой преподобного Сергия Радонежского — память о Председателе Православного Палестинского общества Великом князе Сергее Александровиче, что был сделан в России по просьбе великой княгини Елизаветы Фёдоровны после убийства ее мужа в 1905 году террористом Каляевым. Около него постоянно горит привезенная из Москвы «Елизаветинская неугасимая лампада».
В отдельном пределе — часовня в память царской семьи — «страдальцев лихолетья XX века».
Войти сюда можно лишь в одежде с длинным рукавом и юбке с покрытой головой, о чем предупреждает у входа вот такая симпатичная послушница.
.