Когда в 2012 году я получила заказ на составление путеводителя по Иерусалиму для издательства «Эксмо», который должен был выйти в серии «Красный гид», то отправилась «в командировку». В течение недели жила в Бейт-Шемеше у Алены и ежедневно, как на работу ездила в Иерусалим, где до позднего вечера промеривала на своих двоих проложенные мной маршруты.
В один из дней, после обеда, решила пойти а музей Рокфеллера, расположенный в Мусульманском квартале. Поэтому ни такси, ни общественным транспортом воспользоваться не рискнула. Путь оказался неблизким. И испытала невероятное разочарование, оказавшись у закрытых дверей, потому что во вторник там был выходной день.
Проглотив обиду на самое себя (надо было заранее посмотреть режим работы музея), пошла обратно и решила заглянуть в монастырь Сент-Этьен. Его не нашла, попала на собрание какой-то секты, куда меня чуть не втянули насильно. Зато оказалась около Садовой могилы, что расположена недалеко от Дамасских ворот в арабском квартале Шейх Джарах.
Место, которое протестанты почитают как Голгофу, оказалось, действительно, интересным. Небольшой, уютный и ухоженный сад с красивыми цветами и предполагаемой гробницей собирает множество верующих этой конфессии из разных стран.
Оно определилось в конце XIX века благодаря Чарльзу Гордону, что считается одной из значимых фигур в истории Англии..
Знаменитый британский генерал, участвовавший во многих военных операциях, получил прозвища «Китайского Гордона», «Гордона Хартумского» или «Гордона-Паши». К сожалению, во время осады Хартума, в котором укрепился 7-тысячный египетский гарнизон, окончилась взятием города и гибелью всех военных в том числе и генерала, который был провозглашён национальным героем Британии, «человеком рыцарской чести» времен королевы Виктории.
В Лондоне был поставлен ему памятник, а Конан Дойл в рассказе «Картонная коробка» поместил его портрет на стену комнаты доктора Ватсона.
Некоторое время мистер Гордон жил в Иерусалиме и однажды, дело было в 1882 году, сидя в гостях у своих друзей Горацио и Анны Спаффорд, основателей Американской колонии, увидел из окон их дома на северной стене Старого города скалистый откос, на котором четко вырисовывался череп.
И тогда он решил, что это ни что иное как Голгофа (в переводе с арамейского это слово означает «череп») – место распятия Христа, и начал исследование окрестностей.
Как известно, в Евангелии не указывается точных мест распятия, погребения и воскрешения Иисуса. А из Евангелия от Иоана можно узнать, что «на том месте , где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко».
Загоревшись идеей, Гордон сумел увлечь ею своих соотечественников, которые финансировали археологические раскопки, к которым ему удалось привлечь известного археолога Конрада Шика.
В ходе них было найдено немало артефактов. В частности, высеченный в камне резервуар на 900. 000 литров, прессы для давления маслин для получения масла и винограда для производства вина, относящиеся к I веку. А рядом оказались древние гробницы
Одна из них, обнаруженная в скале, имела у входа жёлоб, по которому перемещался камень, замуровывавший вход. И именно она была определена как истинное место погребения Иисуса Христа, которое назвали Садовой гробницей.
На этой фотографии, сделанной в интервале 1898 — 1914 годов она выглядит такой, какой ее увидел Гордон.
В 1894 году эта территория была выкуплена у мусульман группой английских протестантов и создана Ассоциация садовых гробниц с целью сохранения и поддержки этого места, финансируемая благотворительным фондом, что базируется в Соединенном Королевстве и поддерживается волонтерами со всего мира.
Относительно подлинности гробницы Роберт Александр Стюарт Макалистер — ирландский археолог, крупный исследователь огамического письма. писал в 1907 году в «Ежеквартальном исследовании Палестины», (1907):
«Жалко, что так много требуется для [этой могилы]; Возникающее при этом предубеждение может скрыть тот факт, что это удивительно интересная гробница. . . . В разговоре с туристами в отеле в Иерусалиме я постоянно слышу такое замечание: «Я приехал в Иерусалим с полным убеждением, что Храм Гроба Господня был истинным местом и пошел в церковь… Затем я пошел в этот мирный сад: и тогда я понял, что церковь ошибалась и что Гордон нашел настоящее место». Это самый убедительный аргумент, который можно выдвинуть в пользу гробницы, и на него, очевидно, невозможно ответить».
Сегодня здесь религиозный комплекс. Он включает непосредственно гробницу
Рядом на стене надпись «Нe is not here for he is risen» («Его здесь нет, потому что он воскрес»)
Внутри гробницы ложе
А над ним — Хризма — монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв имени (греч. ΧΡΙΣΤΌΣ) — Χ (хи) и Ρ (ро), скрещённых между собой. По краям монограммы — греческие буквы α и ω, что восходит к тексту Апокалипсиса: «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.»
Около гробницы разбит прелестный сад с дорожками, цыетами, артефактами.
Сравнительно недавно, в конце XX в. профессор библейской археологии при Еврейском университете в Иерусалиме Габриэль Баркей провел скрупулезное исследование комплекса и сделал выводы о том, что место не соответствует приданному ему статусу, потому что гробница является типичным образцом для подобных сооружений VIII-VII вв. до н.э., и в более поздние времена не использовалась. А в Евангелии идет речь о новой гробнице. Желоб около нее – ничто иное, как поилка для скота, датированная XI веком. Резервуар является фрагментом комплекса загона для домашних животных. А следовательно, Садовая гробница – фикция.
Только протестанты напрочь отвергли эти аргументы. Они по прежнему считают это место истинной святыней. Собирясь здесь, они молятся и поют псалмы, веря в светлое будущее.