На территории иерусалимского Музея Израиля находится уникальное сооружение — Храм Книги. Здание хранилища практически полностью находится под землей. Наверху лишь ослепительно белый купол, форма которого воспроизводит крышку глиняного сосуда, в котором хранились в пещерах Кумрана «Свитки Мертвого моря».
В нескольких шагах от купола поставлен квадрат черной базальтовой стены, Белая часть строения — символ Света, черная часть — символ Тьмы, что олицетворяет вечную борьбу Света с Тьмой, Добра со Злом.
Внутренняя часть Храма Книги выложена грубым камнем, имитирующим Кумранскую пещеру. Ту самую, в которой были найдены знаменитые Свитки Мертвого Моря, большая часть которых хранится здесь. Лишь небольшое количество разошлось по другим местам Земного шара. В частности, знаменитый Медный Свиток выставленный в археологическом музее Аммана.
Кумранские свитки (Свитки Мертвого моря) представляют собой более 800 документов. Большинство их написано на пергаменте из козьей или овечьей кожи, часть – на папирусе. Чернила, в основном, угольные. Палеографические исследования и радиоуглеродный анализ определили время создания манускриптов: от 250 года до н. э. до 68 года н. э.
Некогда достигавшие 25 и более футов в длину, они дошли до нас в виде фрагментов. Большинство их написано на иврите, часть – на арамейском, небольшая часть — на греческом. По содержанию кумранские рукописи можно разделить на три группы: библейские тексты, апокрифы и псевдоэпиграфы, литературу кумранской общины.
Апокрифы и псевдоэпиграфы представляют собой сочинения времен Второго Храма, связанные по своим темам или мотивам с Библией, но не включенные в еврейский библейский канон.
Термин «апокриф» применяется к анонимным книгам, вошедшим в библейский канон римско-католической и православной церквей.
Псевдоэпиграфы, являющиеся книгами видений, приписываемых патриархам, не канонизированы ни одной из христианских церквей. Правда, некоторые из них рассматриваются как священные восточными церквями (в частности, эфиопской).
В музее находятся так же оригинальные документы эпохи восстания Бар-Кохбы: подлинники его писем, найденные в Масаде. А в центре зала, в особом цилиндре из прозрачной пластмассы, развернут свиток книги пророка Исайи — 8 метров драгоценной рукописи.
Для сохранения их в надлежащем виде в Храме Книги поддерживается постоянная температура и влажность, неяркое освещение, а белый купол, стоящий в бассейне, омывается водой для поддерживания благоприятных климатических условий. Приняты и другие меры по сохранению бесценных рукописей.
То, что видят в витрине зрители – копии. Подлинники же находятся в бронированном подземном хранилище, которое, в случае опасности, может немедленно опуститься в герметически закрывающуюся бетонную шахту глубиной 40 метров,
Современная история этих свитков берет начало в 1947 году, когда бедуинский юноша-пастух по имени Мухаммед Эд-Дин из кочевого племени Таамире, отправившись на поиски пропавшей козы, неожиданно нашел старинные глиняные сосуды, в которых обнаружил древние манускрипты с непонятными знаками.
Некоторые из них можно увидеть в проходе, ведущем в главный зал. Они выглядят так же, как и эти, фото которых сделано в Кумране.
Здесь же экспонаты, относящиеся к жизни и деятельности древней религиозной общины в Кумране.
Сначала Мухамед хотел изрезать свитки на ремни для сандалий, но материал оказался слишком хрупким. Тогда он отнес свою находку домой, и его родственники, посовещавшись, во время одной из поездок в Вифлеем продали ее за бесценок лавочнику Кандо, занимавшемуся продажей древностей.
\Когда об этом узнал Элиэзер Сукеник, профессор Еврейского университета в Иерусалиме, то рискуя жизнью, отправился на арабскую территорию (в то время шла израильско-арабская война) и приобрел там три свитка за 35 фунтов стерлингов. Он сразу же установил древность этих рукописей (I в. до н. э.) и стал основоположником теории об их принадлежности общине ессеев.
Четыре других свитка и несколько фрагментов были куплены настоятелем сирийского монастыря Св. Марка митрополитом Самуилом Афанасием за 50 фунтов стерлингов. Поняв, что они из себя представляют, тайно переправил их за океан и поместил на хранение в сейф одного из солидных банков, а в 1954 году выставил на продажу. Там-то их и приобрел за 250 000 долларов для Иерусалимского университета сын профессора Сукеника, Игаэль Ядин, тоже археолог
После начала систематических раскопок в кумранских пещерах было найдено еще немало интересного. А одна из пещер подарила и вовсе уникальную вещь — медный свиток, состоящий из трех пластин длиной в два с половиной метра, датированный примерно 30 — 135 г.г. н.э. В нем — информация об огромных сокровищах, зарытых вблизи Иерусалима. Кроме солидных запасов золота и серебра, составляющих около 200 тонн, в списке упоминаются ценные породы дерева, кувшины для десятины, фимиам.
Несмотря на конкретное описание места хранения клада, вполне возможно принадлежавшего храму и спрятанное во время войны с римлянами, пока найти его не удалось.
В связи с кумранскими находками в 1950-х-1960-х годах появилась теория, утверждающая, что в Хирбет-Кумране, разрушенном римлянами в 68 году нашей эры, обитала еврейская религиозная секта ессеев конца эпохи Второго храма (II в. до н. э. — конец I в. н. э.), ставшая известной благодаря описаниям данным Иосифом Флавием, Филоном
Александрийским и Плинием Старшим.
Источник информации — «Путеводитель по Иерусалиму» Т. Яровинская Москва, «Эксмо» 2013 г.