Слова сердечных друзей — это нежный аромат орхидей!
Конфуций
Давно прошли те времена, когда израильские кибуцы занимались исключительно производством сельскохозяйственной продукции. Сегодня они ищут иные источники дохода: сдают в аренду домики, открывают промышленные производства, строят на своей территории парки развлечений и аттракционов.
Особую выдумку в этом плане проявили члены кибуца «Бахан», находящегося в долине Хефер, в самом центре Шарона, недалеко от Нетании. В 2006 году они создали парк, который назвали «Утопией».
Название, несомненно, странное. Ведь в дословном переводе с греческого оно означает «место, которого нет». Правда, оно уже давно существует. Но не в реальности, а в жанре литературы, близкой к научной фантастике, которая описывает модель идеального общества, о котором впервые заговорил английский социалист Томас Мор, написавший произведение, вошедшее в мировую историю: «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».
Жители же «Бахана» решили не предаваться пустым мечтам, а создать на земле поистине райский уголок. И это им удалось. Благодаря их усилиям появилось поистине интересное место, состоящее из двух частей: сада орхидей и ландшафтного парка.
Чудо встречает посетителей уже на входе. Это название места, выложенное из маленьких цветущих кактусов, растущих в соседстве с разными представителями этого семейства на большой клумбе.
Пройдя мимо них, ты, минуя пещеру, падаешь в настоящий тропический дождевой лес.
Здесь царство орхидей, где собраны тысячи растений редких пород со всего мира.
Но прежде чем начать их рассматривать, совершим небольшой экскурс в историю.
Появившись на Земле около 80 мл. лет назад, орхидеи стали популярными в Китае и Японии примерно 3 – 4 тысячи лет назад, о чем рассказывают рисунки, упоминания в трудах Конфуция.
Что касается названия, происхождение которого связано с формой подземных клубней, имеющих яйцевидную форму, то его впервые употребил в III в. до н. э. древнегреческий ученый Tеофраст (ученик знаменитого Аристотеля) в своем труде «Познание растений».
Необыкновенные цветы, поражавшие красотой и изяществом, не раз вплетали в легенды разные народы. Так маори, население Новой Зеландии, считат, что орхидеи родились из осколков разбившейся радуги. А древние греки соотносили их с башмачками Афродиты, потерянными богиней и упавшими на землю.
По оценкам ученых, в дикой природе обитает приблизительно 25.000 видов орхидей. Причем, считается, что на сегодняшний день открыты далеко не все. А еще, с сожалением, отмечают, что ряд их обречен на вымирание из-за уничтожения тропических лесов и других естественных мест их обитания.
Числу естественных представителей соответствует количество искусственных и естественных гибридов, появление которых нередко происходит при случайном скрещивании.
У ряда народов широкое применение имели корни растений. Так, некоторые африканские племена использовались их как средство, возбуждающе половую деятельность; паста же, напротив, действовала как противозачаточное средство; пепел от сжигания отгонял злых духов, прогонял дурные сны.
В Мексике корни, высушенные и помещенные в специальный мешочек Lucky Mojo, носящейся на шее, являлся серьезным амулетом. А в Норвегии пальцеобразные клубни Dactylorhiza majalis, собранные накануне Дня Святого Джона, закапывали вечером в укромном месте под порогом дома, защищая его от сглаза.
С появлением производств, в начале ХХ века, на базе тех же клубней, изготавливались духи и косметика, масла, ладан для курения и свечи, которым приписывалась магическая сила.
Что касается непосредственно цветов, то в Древней Греции они почитались как священные. Из них плелись гирлянды, которые процессии переносили в святой город Гермион, где находился храм богини плодородия Диметры.
Применялись цветы орхидей в религиозных обрядах в конфуцианстве и буддизме, в некоторых ответвлениях католицизма.
Да и сегодня в некоторых странах местные орхидеи являются национальными символами. Так орхидея перистерия высокая считается национальным цветком Панамы; орхидеи каттлеи избраны национальными цветками Коста-Рики и Венесуэлы, а орхидея Ликаста является национальным цветком Гватемалы.
Что касается Европы, то в XIX веке этот нежнейший цветок стал пользоваться такой популярностью, что спрос намного превышал предложение.
В то время выращивать орхидеи в искусственных условиях еще не научились. А потому предприимчивые дельцы стали снаряжать за цветами экспедиции в джунгли Латинской Америки. Безжалостно истреблялись десятки тысяч растений, нарушалась экология.
Прошло много лет, прежде чем был найден способ размножения орхидей не семенами, которые, содержат такое малое количество питательных веществ, а потому для их произрастания требуется особый микроскопический грибок, а побегами.
И это дало возможность получать бесконечное число точных копий того или иного цветка.
Правда, для этого необходимо было создать специальные условия: оборудовать особую теплицу с воспроизведением в ней естественных условий. Это определенная температура, нужное количество влаги, наличие растений-носителей, на которых произрастает немало видов.
Впервые такой опыт проделал английский ботаник немецкого происхождения Фредерик Сандер, который в небольшом английском городке Сент-Альбанс оборудовал так называемый «Дом Сандера» — гигантскую теплицу-оранжерею, поражавшую воображение размерами стеклянных стен и системой обогревательных труб.
Нечто подобное, но уже в модернизированном виде, имеет место в «Утопии», где за регулировкой температуры и влажности воздуха следят компьютеры.
Когда парк лишь закладывался, в него завезли деревья, которые в природных условиях выбирают орхидеи для своего обитания и цветения, создали пространство с тропическим климатом.
А еще заготовили большие резервуары с дистиллированной водой, ибо без нее невозможно культивировать эти цветы.
Когда подготовка была закончена, завезли образцы из Юго-Восточной Азии, ибо в самом Израиле в природе обитает лишь 30 видов диких орхидей. Да и их встретить не так-то просто.
Сегодня в «Утопии» произрастаетоколо 20.000 орхидей относящихся к 500 видам. Они имеют самые причудливые формы, разные размеры и окраску. Нежную и яркую, пеструю и однотонную…
Большие и маленькие цветы обитают на деревьях, облюбованных большинством тропических видов, которые используются ими в качестве опоры для поднятия по стволам навстречу солнцу и свету.
Есть и такие, что предпочитают скальные породы (вес каждого камня в «Утопии» составляет около двух тонн). Они проникают корнями в трещины, где скапливаются влага и гниющие растительные остатки, ставящиеся им пищей. А некоторые, словно гимнасты, карабкаются по натянутым сеткам.
Все это можно увидеть внутри огромной теплицы, где душно и влажно, словно в сумрачных непроходимых лесах Амазонки.
Кроме орхидей среди живописно расположенных скал, журчащих водопадиков, небольших озерков, через которые перекинуты мостики, растут пальмы, кокосы, разные виды бананов, бромелиевые, бамбук и папоротники, множество декоративных грибов и мхов, также собранных по всему миру.
В центре парка — вольер с птицами, где между деревьями и цветочными клумбами, независимо гуляют павлины, фазаны, куры. петухи, индюки.. Все красивые, ухоженные, с ярким оперением.
На втором ярусе находится деревянный помост, с которого открывается вид на нижний ярус. Можно посидеть, отдохнуть на скамеечке.
Прогулявшись поверху, спускаемся вниз. Туда, где находится мини-амфитеатр, к которому с одной стороны подступают банановая рощица с уголком тропического леса, с другой — место, где живут растения — хищники со специальными приспособлениями– ловушками. У одних это сосудики, на дне которых «налита» вязкая жидкость, в которой насекомое тонет. У других — клейкое вещество (что-то вроде липучки для мух), у третьих — захлопывающийся «рот». Для них созданы специальные, болотные условия.
Осмотрев эту оранжерею, выходим на воздух и оказываемся в открытой части «Утопии». Это настоящий парк, раскинувшийся на площади в 40.000 кв.м. Здесь имеется несколько зон с холмами и газонами на разных уровнях, а потому, гуляя по территории парка, приходится преодолевать спуски и подъемы. Итак, приступаем к осмотру.
Справа — живой уголок, где можно увидеть разнообразных пернатых (павлинов, фазанов, попугаев, шелковых кур, бойцовых кур и пр.). Здесь так же живет малышня: кролики и козлята, которых можно гладить, ласкать, брать на руки.
В центре территории — «Высота Израиля». Это небольшой холм, где высажены основные плодоносящие культуры, характерные для территории нашей страны: гранат, виноград, пшеница, инжир, олива, финиковая пальма.
Рядом с ним, по контурам большой зеленой лужайки, протянулась аллея топиари. Иначе «Скульптор растений». Это фигурно подстриженные деревья и кустарники, которым умелые руки садовников придали формы птиц, животных и людей. Нечто подобное можно встретить и в уголке, носящем название «Райские птицы», где растения приобрели очертания самых причудливых пернатых.
По правую сторону лужайки, практически примыкая к забору, отделяющему парк от кибуца, — «Аллеей гамаков». Здесь между большими деревьями натянуты гамаки, в которых приятно посидеть (полежать) и отдохнуть, мечтательно глядя в небо.
Южнее лужайки — место, которое называется «Холмом с пагодой». Он как бы поделен на две части. На большей, справа, стоит беседка в форме китайской пагоды. На меньшей, слева, живут симпатичные пятнистые олешки и длинноногие страусы.
Справа от горки – на площади, имеющей конфигурацию подковы, стоят вольеры с попугаями. Самыми разными. Об их породе можно судить по табличкам на клетках. Каких только видов здесь нет! И разноцветные, переливающиеся яркими красками ары, и хохлатые какаду, и небольшие волнистые, и краснощекие нимфейные …
Многие из них прекрасно общаются с посетителями. Под присмотром работника парка спокойно садятся на руки и плечи. Словно желая что-то сообщить по секрету, дотрагиваются клювом до уха. А охраняют их фигурки гномов, что стоят возле клеток, на клетках, внутри них.
Огибает эту «подкову» тропинка пряностей. Она создает особую ауру, наполняя воздух ароматом пахучих трав и кустарников. Здесь можно встретить мяту, сельдерей, орегано, тмин, вербену, тимьян, розмарин…
Доминантой парка является водоем, соединенный с «сушей» мостиками. В нем плавают уточки с утятами, плещутся рыбки. Здесь же цветут водяные лилии, водятся черепахи и лягушки.
В левой верхней части этого бассейна — музыкальный фонтан, выглядящий весьма необычно. Словно кто-то составил букет из гигантских шаров одуванчика.
Каждые полчаса громко играет музыка, и струи фонтана «танцуют» под звуки песни «Ai Se Eu Te Pego» («Если б я поймал тебя») известного бразильского певца Мишеля Тело.
На маленьком островке, рядом с фонтаном, живут берберийские овцы, а в правой части, на другом островке, расположена смотровая площадка.
Южнее водоема – холм кактусов, где собраны разнообразные виды этого колючего семейства самых причудливых форм. Имеются и маленькие, и средние, и высокие, под два метра высотой, вызывающие ассоциации с мексиканской пустыней.
Непременно стоит прогуляться по дорожкам, проложенным внутри зеленых лабиринтов. Их два. Один –классический, оформленный в традиционном английском стиле, украшенный мастерски вырезанными из самшита забавными фигурками животных. Заблудиться в нем невозможно, потому что стенки столь низки, что над ними видны даже головки прогуливающихся детей.
Второй – Challenge, сложный, представляющий собой приключенческий лабиринт в виде туннеля, двухъярусный.
Попадая в него, ты невольно вспоминаешь приключения героев Джерома К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки», которые блуждали среди «стенок», «выстроенных» из зеленой изгороди.
Он довольно узкий, созданный из высокого кустарника, чьи нижние ветви к тому же переплетены прутиками, придающими ему вид неожиданно зазеленевшего украинского плетня.
Вот мы и закончили осмотр. Можно покидать парк, пройдя через питомник, где выращивают самые разные виды растений на продажу.
Он состоит из нескольких ангаров под одной крышей, разделённых на секции: комнатные цветы, садовые цветы, садово-парковая скульптура, изделия из стекла и керамики.
Отсюда выход в небольшой внутренний дворик, где стоят каменные столы, окруженные массивными, тоже каменными, стульями с необычными спинками в виде огромных ладоней, приглашающие посидеть в тишине, «переварить» увиденное, отдохнуть перед обратной дорогой.
2008
Фотографии мои и Алексея Яровинского