Жителям Хайфы хорошо знакомо имя Реувена Гехта, мецената, сделавшего невероятно много для этого города. Его проекты, воплотившись в реальные вещи, навечно вошли не только в историю столицы израильского севера, но и всей страны. Впрочем, как говорили древние римляне, начнем ob ovo.
Он родился в 1909 году в нидерландском городе Антверпене, в богатой еврейской семье, сколотившей капитал на речных грузоперевозках зерна, что хранилось в многочисленных амбарах, расположенных на берегах Рейна.
Естественно, что семья видела в сыне продолжателя своего бизнеса. Поэтому после окончания школы Реувен продолжил учебу в университетах Мюнхена, Гейдельберга, Берлина по специальности экономика. Защитил диссертацию, стал доктором наук.
В отличие от многих людей, не понявших истинной опасности, возникшей с приходом к власти Гитлера, доктор Гехт покинул Германию в 1936 году. Он ни минуты не сомневался в выборе направления. Ехать, естественно, надо было на землю предков, где появлялась возможность на деле осуществить принципы сионизма.
По прибытии на историческую родину Гехт активно включился в деятельность подпольной организации ЭЦЕЛ, действовавшей на территории подмандатной Палестины. Вместе с другими бойцами защищал еврейские поселения от набегов арабов. А после того, как в 1939 году появилась “Белая книга”, вводящая квоты на репатриацию евреев, помогал нелегальной эмиграции.
Ревизионистское движение отправило Гехта в Европу, где он представлял эту организацию в ряде стран, а также активно участвовал в работе Всемирной организации «Зоар». Им было открыто несколько отделений «Алия-Бет» с головными офисами в Цюрихе и в Париже, которые помогали евреям во время Второй мировой войны. Да и по ее окончании доктор Гехт участвовал в многочисленных спасательных операциях своих единоплеменников в Западной Европе.
Местом жительства он выбрал Хайфу. По той причине, что весьма почитаемый ими Теодор Герцль, предсказывал этому городу большое будущее. Имея капитал, он хотел использовать его с пользой, вложив деньги в строительство хайфского порта и элеватора около него. Но британские власти препятствовали этому проекту по той причине, что на месте, где сегодня стоит огромное здание с фигурным карнизом, находился клуб английских офицеров, который никто не собирался сносить. Да и вообще им совсем ни к чему было еврейское представительство в порту с военно-морской базой.
К своей идее Гехт вернулся после образования государства Израиль. В сентябре 1948 года этот вопрос был обсужден на встрече с министром Давидом Ремезом, происшедшей в Швейцарии. А в 1950 году предприниматель получил право на строительство комплекса. Через год был заключен договор фирмы с государством на срок до 2003 года.
Так акционерное общество, акциями которого на сегодняшний день владеют представители США, Мексики, Канады, Швейцарии, вступило во владение землей, на которой началось строительство, сопровождавшееся колоссальным ажиотажем, ибо это было первое в стране сооружение подобного рода, и хайфские жители, «курировавшие» стройку, ежедневно приходили посмотреть, как продвигаются дела.
Архитектор не подвел «болельщиков». Он настолько блестяще справился с поставленной задачей, что вскоре получил заказ на строительство Кнессета в Иерусалиме. Им было найдено интересное архитектурное решение, своеобразный стиль, выбрана форма, характерная для старинных храмов древних обществ, о которых сегодня редкий человек имеет представление. Ее переняли филистимляне и использовали в постройке главного храма, посвященного богу земледелия, плодородия и жизни Дагону на территории современного Ашдода.
Стилизация под восточную архитектуру в современно-утилитарном промышленном варианте воплотилась в массивном сооружении с двумя башнями по краям и протяженным фасадом, разрисованным геометрическим орнаментом, ибо, как известно, в еврейской стране запрещается изображение языческих божеств. А его эмблемой стали три пшеничных колоска, изображенных на старинной монете времен Агриппы I (начало I в.)
После введения в строй первой очереди в 1955 году, строительство в общей сложности продолжались вплоть до 1974 года. Однако на этом дело не закончилось. Через два года после этого началась реконструкция и модернизация со сменой устаревшего оборудования. И это перманентно продолжалось до 1988-го. К тому времени другой элеватор, построенный в 1981 году, уже работал на полную мощь в Ашдоде.
Этот элеватор, самый большой не только в Израиле, но и на всем Ближнем Востоке. Через него проходят тонны зерновых. Израильская озимая пшеница уходит на экспорт, а яровая, более дешевая, поступающая из-за рубежа, расходится на внутреннем рынке. Объект оборудован полностью автоматизированными и механизированными устройствами для его приема, взвешивания, сушки, очистки и отгрузки, действующих по разработанной здесь, технологии. А как это происходит, можно увидеть на действующих макетах в имеющегося при элеваторе музея хлеба «Бейт-Дагон», который в 1966 году был официально внесен в списки Международной организации музеев.
Знакомство с музеем, показывающим развитие самой древней отрасли пищевой промышленности, начинается с просмотра небольшого документального фильма об истории элеватора и демонстрации моделей механизмов, «изымающих» зерно из трюмов кораблей.Здесь имеется неплохая библиотека и интересную коллекция археологических находок, позволяющая представить себе, как, начиная со времен палеолита, выращивали, собирали, хранили и перерабатывали пшеницу. Кстати, здесь можно увидеть и зерна 6000-летнего возраста, удивительно сохранившиеся в запечатанном сосуде и идентифицированные с помощью современных методов анализа.
Большинство экспонатов музея — подарки израильской земли, хранящей вековые тайны и постоянно приносящей археологам новые сюрпризы. Посмотрев на примитивные сельскохозяйственные орудия каменного века, можно перейти к сосудам для хранения зерна, собранным из черепков, огромным жерновам и ручным ступкам, специальным печам для выпечки лепешек. А жанровые сценки, «разыгрываемые» фигурками, расскажут о жизни в далекий период пленения. Интересны так же древнегреческие статуэтки, артефакты римского и византийского периодов, светильники. Особое место занимает коллекция монет с изображением всевозможных хлебных злаков.
В здании элеватора сохранился кабинет Гехта, который станет частью музея после того, как в соответствии с проектом переноса порта из Хайфы с ним переместится и элеватор, а Бейт Дагон полностью превратится в музей Гехта. Это будет уже второе заведение такого типа, названное именем этого человека.
Как известно, наряду с предпринимательской деятельностью, важное место в его жизни занимал вопрос культурного развития израильского общества. Он стал одним из основателей Хайфского университета, построенного в одном из живописнейших районов Хайфы по личной инициативе мэра Хайфы, Аба Хуши. Создатель кафедры по исследованию и изучению сионизма, он первым получил звание почетного доктора.
С высоты тридцатиэтажного небоскрёба, что возносится на высоту почти в сотню метров и является главным зданием комплекса, открывается удивительный по красоте вид на город, причудливо спускающийся с горы к Средиземному морю.
И стоит подняться на самый верх, где расположена художественная галерея и смотровая площадка, откуда (это самая высокая точка над Хайфой) откуда открывается захватывающий вид на Галилею, гору Хермон, побережье Средиземного моря.
Впечатляет все и внутри университета: просторные фойе и коридоры, украшенные мозаичными картинами — копиями произведений выдающихся художников (например, “Герники” Пабло Пикассо), внушительных размеров библиотека, удобные для занятий аудитории, уютные столовые и кафе.
Учебное заведение, стоящее на горе Кармель, на высоте 438 метров над уровнем моря, строилось с 1965-го по 1973 год по проекту известного латиноамериканского архитектора Оскара Рибейры де Алмейды
Кстати, об этом человеке, бывшем весьма интересной личностью. Оскар Рибейру де Алмейда де Нимейер Соарис Филью – один из основателей современной школы бразильской архитектуры, пионеров и экспериментаторов в области железобетонных конструкций.
Родившись в декабре 1907 года в Рио-де-Жанейро, после окончания средней школы, поступил в Национальную художественную школу, где получил диплом инженера-архитектора. В 1945 году вступил в коммунистическую партию и стал убежденным коммунистом, о котором Фидель Кастро говорил: «Нимейер и я — последние коммунисты на этой планете». Из-за своих политических убеждений во времена военной диктатуры жил во Франции. Посетив Советский Союз, подружился со многими руководителями страны.
Член Президиума Всемирного Совета Мира, он в 1963 году стал лауреат Международной Ленинской премии «3а укрепление мира между народами». В канун столетнего юбилея (2007 г) «за большой вклад в развитие российско-бразильских отношений» Владимир Путин подписал указ о награждении архитектора орденом Дружбы народов.
Но вернемся в Хайфу. Первым, в 1966 году, появилось здание «Rav-Tahliti» («Многоцелевое»). Через 4 года здания «Madrega» («Ступенька», «Терраса»), в 1973-м – главное здание «Rashi», которое «врастает» в гору одним боком, а из аудиторий и библиотеки, расположенных с другой стороны открывается прекрасный вид на Хайфу. Главная же достопримечательность университетского комплекса — башня «Escol», названная так в честь премьер-министра Леви Эшколя (1987 г).
Если на одном из восьми скоростных лифтов подняться на 29-й этаж, а затем пройти по пролету, расположенному в самом центре здания, то можно попасть в галерею Искусств Хайфского Университета, где каждый академический год бывает по 4-5 выставок, представляющих модерн и современное израильское искусство.
А в подземной части университета в 1984 году, благодаря Реувену и Эдит Гехтам, появился археологический музей, превратившийся в одно из самых значительных археологических хранилищ страны.
Вход в него бесплатный. По убеждению доктора Гехта, было бы безнравственно взимать плату за то, чтобы приобщать евреев, живущих в Израиле и за его пределами, к истории своего народа.
Он, заинтересовавшись археологией Палестины в юношеском возрасте, в течение многих лет вынашивал идею показать на основе конкретных археологических данных, что в этих библейских краях задолго до нашей эры проживали евреи, что здесь их земля, их корни.
60 лет этот человек, не жалея ни средств, ни сил, ни времени, курировал и финансировал раскопки в желании найти то, что осталось с древних времен. Он считал, что эти безмолвные свидетели древности — важный аргумент в идеологии сионизма.
Даже, находясь в весьма преклонном возрасте, Гехт продолжал пристально следить за появлением археологических новинок и приобретать наиболее ценные из них для пополнения музейных залов.
Первый этаж занимают археологические экспонаты, расположенные в хронологическом порядке. От ханаанского периода (1700 — 1030 гг. до н. э.) до византийского (395 — 638 гг. н. э.). Среди интересных объектов — греческий корабль (V в до н. э), обнаруженный у берегов Кейсарии, старинные украшения, одежда, обувь, посуда, оружие.
На втором этаже – произведения искусства. Картины и скульптура из солидной коллекции доктора Гехта. Представлены работы известных мастеров. В основном французских импрессионизмов и представителей еврейской парижской школы. Здесь можно увидеть Эдуарда Мане, Клода Моне, Камиля Писсарро, Ван Гога, Альфреда Сислея, Хаима Сутина, Мане Каца, Леонида Пастернака.
Хаим СутинИнтересен «сюрприз», преподнесенный Амадео Модильяни. Это две картины “Обнаженная в шляпе” (1908) и “Мод Абрантес” (1908), которые по словам Офры Римон, директора музея, является “суперстаром” коллекции. Ее изюминка заключается в том, что обе вещи написаны по обе стороны одного холста и перевернуты друг относительно друга. Как показал анализ, под портретом Мод имеются следы еще одного женского портрета. Сегодня полотно повешено так, что видны обе картины.
Отдельно выставлены работы плеяды еврейских художников периода Второй мировой войны: Алекса Фасини, Иоахима Вайнгарта, Генри Эпштейна, Натали Крейм, Джорджио Карса, Макса Якоба и других. Они составляют часть богатейшей коллекция мецената Оскара Геза, который всю жизнь коллекционировал произведения мастеров парижской школы. Он предоставляет работы еврейских художников, ставших жертвами геноцида.
Этот музей, как и тот, о котором говорилось выше, до сих пор содержатся за счет Фонда доктора Гехта, хотя его основателя не стало в 1993 году. Он скончался в 83-летнем возрасте, прожив долгую, интересную и содержательную жизнь, воплотившуюся, как сказал В. Маяковский и «в другие долгие дела». Ведь с уходом из жизни мецената его благотворительность не закончилась.
Фонд Гехта продолжает активно спонсировать различные проекты в области археологии, школьного образования, культуры, искусства и музейного дела по всей стране.
Так несколько лет назад в Хайфе на берегу Средиземного моря раскинулся новый, самый большой в городе, парк.
На площади в 75 дунамов проложены дорожки, предназначенные для велосипедов и скейтбордистов, сооружена спортивная площадка, прочерчены тропинки для прогулок и пробежек, имеется место для проведения пикников.
В перспективе – создание современного центра детских аттракционов, увеличение площади парка, который соединит прибрежный район Бат-Галим с пляжем Дадо.
Это место, естественно, названо в честь доктора Гехта, лауреата премии Израиля “Дело всей жизни” за вклад в общество и страну 1984 года.
И напоследок хочется рассказать о том, какую активную жизнь вел этот человек уже в солидном возрасте. От был личным советником премьер-министров Менахема Бегина и Ицхака Шамира, сопровождал каждого из них в служебные командировки и поездки в Северную Америку, Европу и Египет, где он умело разъяснял израильскую политику.
А также со времени создания государства Израиль, доктор входил в состав многочисленных официальных комитетов, занимающихся вопросами культуры и искусства. Это постоянный комитет по дизайну банкнот, монет и памятных медалей Банка Израиля, Государственный археологический совет, Общественный совет по культуре и искусству, относящийся к израильским министерством образования и культуры
Фото из архива фотографа Ильи Гершберга и файла
Хайфский университет — Википедия
Использованный материал
Я житель Хайфы в районе Кирьят Шпринцак с 1997 года и был свидетелем создания ( нчало 2008 год) замечательного Парка Гехта на месте мусорных свалок. Впоследствии Парг Гехта стал любимым местом отдыха жителей Хайфы несмотря на варваское отношение обслуживающего персонала безбожно уничтожавшего молодые деревья жестокой обрезкой их, вплоть до полного уничтожения , как пример в Парке Шикмона. Но последняя обрезка деревьев в Парке Гехта , произведенная в конце декабря (25-28) 2021 года это просто террористический акт против общества. У меня есть фотографии и видео подтверждающие мое письмо. Я обращаюсь к Фонду Гехта, чтобы судить преступление против прекрасного наследия имени Реувена Гехта
Уважаемый Евгений! Я всего-навсего журналист, и к фонду Гехта отношения не имею. Вам, наверно, надо обратиться или непосоедственно в фонд, или в соответствующий отдел хайфской ирии.