Я
слышу слова «Праведники Народов Мира», и я пытаюсь
Я пытаюсь подумать об этих людях, давших мне кров и убежище
Я пытаюсь подумать, и слышу, и спрашиваю: если бы я был на их месте
Что бы я сделал?
Смог бы я, в океане ненависти, среди рушащегося и горящего мира,
Смог бы я дать убежище чужому?
Хаим Хефер, израильский поэт, журналист
В день памяти жертв Холокоста в 10 часов утра зазвучит, переворачивая душу, сирена, и страна замрет, вспоминая 6 000 000 душ уничтоженных нацистами. А ведь эта цифра могла бы умножиться многократно, если бы не нашлись люди разных национальностей, которые, рискуя не только своей жизнью, но и жизнью родных, спасали евреев.
Как правильно заметил швейцарский историк Франсуа Визард, нельзя рассматривать Холокост, ограничиваясь лишь противопоставлением палачей и жертв. Существовала и третья группа, спасавшая преследуемых и помогавшая им. Она, составившая небольшую долю от равнодушного к трагедии большинства, несомненно, заслуживает поклонения, ибо то, что они сделали — сродни подвигу.
Недаром в 2012 году Европарламентом был установлен Европейский День Памяти Праведников Мира. И теперь, 6 марта, ежегодно, его отмечает все прогрессивное человечество.
Начало же этому было положено намного раньше, когда в 1951 году израильский кнессет, наряду со специальным законом об увековечении памяти Катастрофы и героизма еврейского народа, принял закон, касающийся неевреев, спасавших иудеев в годы оккупации Европы нацистами.
Тем, кому присуждается звание Праведника Мира, выдается почётный диплом и именная медаль.
Сегодня известно, что в этом благородном деле принимали участие люди разных национальностей, происхождения, профессий, социального статуса. В этом списке наряду с представителями королевских фамилий, министрами и дипломатами соседствуют простые люди. Жители сел и городов. Крестьяне, рабочие, служащие, чиновники, священники, рыбаки, деятели науки и искусства, учителя, предприниматели…
Несмотря на то, что после окончания войны прошло столько лет, открываются новые и новые имена, и на 1 января 2016 года институт Катастрофы и Героизма «Яд ва-Шем» признал праведниками мира 26.119 человек из 51 страны.
Каждый из них, несомненно, заслуживает отдельного рассказа. Но сегодня речь пойдет о коллективной памяти. Той, что увековечена в нескольких местах нашей страны.
Самое известное из них — аллея в мемориальном комплексе иерусалимского музея -мемориала «Яд ва-Шем». Вдоль асфальтовой дорожки выстроились рядами деревья. Около каждого из них – табличка с именем человека, в честь которого оно было посажено.
Затем появилась еще одна аллея, в «Парке памяти» Ришон-ле-Циона. На ней, имеющей иную структуру, стоят металлические тумбы, на которых выбито название страны и число праведников, обнаруженных в ней на 2004 год.
А в 2005 году муниципалитет северной столицы приняли решение о превращении парка в районе Рамат-Алон в мемориальный сад Праведников Народов Мира, напоминающий о жителях Хайфы, получивших этот статус.
С этой инициативой выступил заместитель пресс-секретаря муниципалитета адвокат Рони Гроссман, отца которого спасла Вероника Пороцой из Венгрии. А когда Гроссманы репатриировались в Израиль, они взяли с собой немолодую одинокую женщину, ставшую полноправным членом семьи, в которой она прожила до последнего дня своей жизни.
Яд-Вашем и комиссия по признанию заслуг и присвоения звания Праведника Народов Мира не только поддержали инициативу, но и приняли участие в создании парка.
В соответствии с проектом было изменено и название находящейся рядом улицы. Она получила название Праведников Народов Мира.
И вот в 2008 году состоялось открытие парка. На торжественной церемонии выступил мэр города Йона Яхав, который сказал: «Так Хайфа отдает дань уважения людям и только маленькую часть долга перед людьми, подвергавшим свои жизни опасности ради спасения евреев».
А хайфский институт изучения Катастрофы имени Хедвы Айвшиц, который основал в 1987 году Йегошуа Айвшиц в память о своей супруге (основное направление деятельности института — просвещение молодежи в рамках программы «Молодежь хранит память о Катастрофе»), приурочил к этому моменту выпуск брошюры «Человек человеку — человек!», где собрал истории этих людей.
У входа, на неровном камне с названием парка, вырезаны три значимых символа-логотипа: праведников, организации Яд-ва-Шем и герб города. Ниже — цитата из Синедриона: «Кто спасает одну еврейскую жизнь, как бы спасает целый мир».
Поодаль — три небольших плоских камня. На одном — история создания парка, на втором – карта его территории, на третьем — имена 19 праведников. 9 из них – выходцы из Польши, 6 — из Украины, по одному из Венгрии, Чехии, Румынии и Швеции. Четверо были удостоены этого звания за благородные поступки, совершённые в детском возрасте.
В этот список входит и Рауль Валленберг, шведский дипломат, который в 1936 году провел в Хайфе около полугода, занимаясь делами Голландского банка, находящегося в Нижнем городе, недалеко от порта.
Там он видел, как с трапов кораблей сходят евреи, сумевшие убежать из нацистской Германии. Их рассказы о том, что творится в стране, считавшейся в прошлом образцом цивилизации, настолько глубоко запали в его душу, что через много лет, в 1944 году, уже на переломе Второй мировой войны, когда началось тотальное уничтожение иудеев, Валленберг, исполнявший в то время функции шведского дипломата в Венгрии, способствовал спасению жизни 30 000 евреев. Задействовав все свои полномочия, правдами и неправдами, покупал дома и квартиры, делал их собственностью шведской миссии, неприкосновенной дипломатической территорией. А потом расселял людей, снабженных необходимыми охранными документами.
А кроме того, ему удалось запугать некоторых немецких генералов послевоенным наказанием и заставить их игнорировать приказы рейха по депортации евреев в концлагеря.
Таким образом этот человек предотвратил уничтожение будапештского гетто в последние дни перед наступлением Красной Армии. Вот и получилось так, что счету этого человека, в общей сложности, не менее 100.000 спасенных венгерских евреев. И горько думать о том, что этот истинный герой погиб в советской тюрьме.
О том, как он попал в лапы НКВД, существует несколько версий. Трудно сказать, какая является наиболее правдоподобной. Но факт остается фактом. Его почему-то арестовали, доставили в Москву, поместили на Лубянку. Швеция не сумела защитить своего гражданина.
На неоднократные официальные запросы шведов им отвечали, что никой информацией об этом человеке советская сторона не располагает.
В память о дипломате на доме №17 на улице Арлозоров, где он жил, и там, где работал на Ха-Банким, имеются памятные таблички. А в районе Рамат Эшколь одна из улиц названа его именем.
Но вернемся в сад, состоящий из нескольких аллей, на которых стоят каменные плиты с именами праведников и кратким описанием помощи, оказанной евреям.
Имеется специальная площадка, на которой проводятся торжественные мероприятия и детский игровой комплекс «Дети навеки», посвященный памяти 1.500 000 еврейских детей, погибших в Катастрофе.
Этот парк — не застывшее место скорби. Это – символ продолжения жизни. На новенькой площадке слышан гомон играющих детей.
По дорожкам гуляют люди.
Нередко в сопровождении своих четвероногих друзей
В кроне разнообразных деревьев щебечут птицы, облюбовавшие для симпатичные уголки… Поселился в этом месте даже капризный черный дрозд.
Он обожает ягоды, что по осени свисают гроздьями с веток земляничного дереве, цветущего весной собранными в гроздья цветами, напоминающими по форме ландыши.
А сколько еще здесь красивых деревьев и кустарников! Вот набрало цвет иудино дерево
А это вишненосная слива
Желтеют шарики ивовидной акации похожие на мимозу
Невысокие кусты украшают белые соцветия спиреи
А также цветочки собачьего шиповника
На всю эту красоту взирает ворона, взгромоздившаяся на верхушку кипариса