Ирод Великий. Фигура неоднозначная, одиозная, противоречивая. Человек, чье имя вызывает, как правило, негативную реакцию. Но ведь были же у него и положительные качества! Не надо забывать о том, что он был Великим Зодчим, создавшим множеством архитектурных сооружений, разбросанных по всей стране.
Это и знаменитая Кейсария ( см. Город, построенный Иродом Великим), и легендарная Масада, и уцелевшие фрагменты комплекса Второго Храма, и многое другое…. Время что-то, сохранило, что-то разрушило, что-то занесло песками… Сравнительно недавно был обнаружен один из дворцов-крепостей, построенный в Иудейской пустыне.
Место близ древних дорог, ведущих к Мертвому морю, было выбрано не случайно. Именно здесь Ирод выиграл важную для него битву, прологом которой послужили следующие события.
Узнав, что римляне хотят сделать его Царем Иудейским, то ли Мирьям Хасмонейская, то ли Антигон II, бывшие на стороне парфян, вынудили его бежать из Иерусалима. Вслед послали армию. Но Ирод сумел победить недругов, и поклялся построить на том месте крепость.
Клятву исполнил. В 20-м году до н.э на похожей на вулкан насыпной горе, значительно увеличившей естественное образование, всего за три года выросло строение, получившее название Иродион. Оно состояло из двух частей: Верхнего дворца на вершине горы, и Нижнего, расположенного у ее подножия.
В Верхний дворец, бывший вотчиной Ирода, куда попасть могли лишь избранные, окружали толстые двойные стены с четырьмя башнями, расположенными на равном расстоянии друг от друга.
Три, полукруглые, одинакового размера, четвертая — намного внушительней, имела круглую конфигурацию. Как в башне, так и в зазоре между стенами шириной в 2.5 метра, располагались помещения. Через узкие отверстия-бойницы солнечный свет проникал во внутренний замкнутый двор, застроенный дворцовыми апартаментами, главный из которых, высотой до 40 метров, имело тоже круглую форму. По периметру двора стояли колонны с резными основаниями и капителями, а сбоку — две симметричные абсиды.
Вокруг холма красовались пышные сады.
Во дворце имелся триклиний — пиршественный зал, где, по римскому обычаю, царевы гости ели-пили, удобно устроившись на ложах-клиниях, располагавшихся буквой «П». Данью римской эпохе была и классическая баня, состоящая из нескольких помещений.
Главное — тепидарий (тёплая сухая комната, где купальщики отдыхали и разогревались перед посещением кальдария, своего рода сауны). Сюда же они возвращались после того, как окунались в холодные ванны фригидария – закрытой купальни под безопорным куполом.
У подножья холма, рядом с Нижним Дворцом, имелся огромный бассейн (70 х 45 метров), который использовался для купания, гребли, а также играл роль запасного водного резервуара. Там же находился административный центр.
Чтобы крепость выглядела цветущим оазисом в пустыне, сюда поступала вода в огромных количествах. Она шла по специальному акведуку, проложенному от Соломоновых прудов в деревне Артас. Возле Вифлеема ее собирали в резервные цистерны, а оттуда переправляли в пять водохранилищ, выкопанных под дворцом. Имелись и емкости, собиравшие дождевую воду.
Несмотря на то, что Ирод бывал здесь редко, он гордился своим детищем и охотно демонстрировал его гостям. После смерти властителя Иродион перешел по наследству его сыну Архелаю, царствовавшему с 4-го года до нашей эры по 6-й год нашей эры.
Затем комплекс принадлежал римским наместникам. А во время антиримского восстания 66-го года здесь оказались евреи, удерживавшие крепость в течение четырех лет. В свою бытность повстанцы построили синагогу и миквы. Огромное количество найденных в раскопе ядер баллисты и римских наконечников для стрел говорит о том, что здесь, произошел серьезный бой, в ходе которого монументальное сооружение сильно пострадало и перешло в руки римлян.
Следующий этап истории этого места связан с восстанием Бар-Кохбы (132–135 н.э.). Евреи отбили Иродион у своих врагов, и создали командный пункт с хранилищем продовольственных запасов. Они пробили подземные ходы, связывавшие изрядно разрушенную крепость с заброшенной восточной цистерной.
Из писем, найденных в пещерах иудейской пустыни, где скрывались последние воины, стало известно, что командира отряда, разместившегося в Иродионе звали Иешуа Бен Галгула.
Подавление восстания Бар Кохбы привело к катастрофе. Иудея, которую стали называть Палестиной, опустела до византийского периода. До того момента, как в IV веке здесь появились монахи-отшельники. Из иродианских камней они соорудили на вершине горы небольшой монастырь и часовню, а у подножья — деревню, где построили церковь, прилегающую вплотную к синагоге начала тысячелетия. Имеется гипотеза, объясняющая, почему так было сделано. Здание, возвышавшееся над синагогой, символизировало превосходство молодой христианской религии над базовым иудаизмом.
Монахи пробыли здесь до IX века. А потом их выгнали мусульмане династии Аббасидов (750–878 гг.), покорившие Палестину. И Иродион стал исчезать с лица земли. Бесхозные постройки разрушались. Камни растаскивались арабами для строительства своих домов. И только название Джабель Фурейдис («Гора Ирода») напоминало о том, что это место некогда имело немаловажное историческое значение.
Впрочем, сохранилось описание его в трудах величайшего историка Иосифа Флавия. Только, к сожалению, он не рассказал, где именно находилсЯ Ирадион.. Не указал даже приблизительных координат.
Прошли века. Пустыня, сделав свое дело, замела все, что еще оставалось. А потому старания европейцев, решивших в XV веке найти дворец, не увенчались успехом.
Первые заметки по этому вопросу появились лишь в 1838 году в трудах Эдварда Робинзона, американского ученого, занимавшегося библейской историей. Он отметил соответствие найденных им фрагментов тексту Иосифа Флавия и датировал их римским периодом (63 г. до н.э. – IV в. н.э.).
Что же касается раскопок, то первые были организованы лишь в 1962-1967 годах иерусалимскими монахами-францисканцами под руководством В. Корбо. Что они нашли – неизвестно, так как результаты своих поисков святые отцы не афишировали.
Современная история Иродиона началась с момента появления здесь израильской экспедиции Эхуда Нецера из иерусалимского Еврейского Университета.
За первый рабочий период (1972—1988 г.г.) археологами была обнаружена система тайных фортификаций с водяными ямами, туннелями и лазами для внезапных атак, вход во дворец, фрагменты центрального круглого здания с башнями, римские бани.
Вновь Эхуд Нецер приступил к раскопкам в 1997 году. В этот раз была поставлена конкретная задача: найти могилу Ирода Великого.
Десять лет упорного труда, и в 2007 году было сделано официальное заявление о том, что поиски увенчались успехом. К югу от бассейна были найдены остатки большого прямоугольного здания. К нему шла дорога длинной в 350 метров. Именно по ней, согласно мнению археолога, двигалась похоронная процессия, красочно описанная Иосифом Флавием и ставшая продолжением скорбного пути, начавшегося в Иерихоне, где умер Ирод, и захватившая Иерусалим как промежуточный пункт.
Этот момент знаменитый историк описывает так: «Архелай сделал все, чтобы погребение было как можно более великолепным: он даже вынес из дворца все царские украшения, чтобы их несли за телом.
Погребальные носилки из чистого золота были украшены драгоценными камнями и убраны дорогим пурпуром. Тело Ирода было облачено в виссон, на голове его покоилась диадема, а поверх неё — золотой венец, в правую руку был вложен скипетр.
За телом шли сыновья Ирода и все его многочисленные родственники, вслед за ними — телохранители, за ними — колонна фракийцев, германцы и галлы, все в полном боевом облачении.
Далее шествовало войско при полном вооружении, сохранявшее боевой строй и ведомое военачальниками, за войском — 500 домашних рабов и вольноотпущенников, воскурявших благовония. Тело было пронесено на расстояние 70 стадиев до Геродиона, где во исполнение воли покойного царя и погребено».
Из-за отсутствия каких-либо ориентиров, указывающих на нахождение гробницы, историкам пришлось изрядно поломать голову.
Первые предположения были сделаны задолго до экспедиции Нецера. Французский археолог Луи Фелисьен де Сосси в 1863 году высказал мнение, что это было круглое сооружение в центре бассейна, стоявшее в Нижнем Иродионе.
Затем, в 1879 году, палестинский архитектор и краевед Конрад Шик выдвинул идею, что мавзолеем Ирода стал весь архитектурный комплекс.
Но Нецер, отверг эти догадки. Он руководствовался мыслью о том, что Ирод, считаясь иудеем, не мог соорудить гробницу в пределах жилого комплекса, ибо это осквернило бы царские покои, сделав их ритуально нечистыми. Тем не менее, археолог был уверен, что гробница – непременная часть Иродиона.
Расчеты привели исследователей к северо-восточному склону холма. Образцы почвы, взятой из рва, прорытого в процессе работы, показал, что в этой части строительство осуществлялось в самый последний момент. Земля, уложенная уложенная и утрамбованная около холма, была насыпана сверху. Она скрыла более чем наполовину внешнюю стену.
И вот победа. Предполагаемая усыпальница найдена. В ней был обнаружен примыкающий к главной дворцовой лестнице подиум размером 10х10м сложенный из тщательно обработанных доломитовых блоков.
Вероятней всего, на нем стоял стилобат (верхняя поверхность ступенчатого цоколя) древнегреческого храма, на которой сооружалась колоннада. Об этом говорят многочисленные фрагменты колонн и капителей, элементы украшения здания в виде погребальных урн. Под подиумом, предположительно, находятся опорные стены или арки, пока не раскопанные. К этому же периоду относится мощная стена из хорошо обработанных камней, опоясывавшая гору по всей окружности Иродиона.
В гробнице находились немногочисленные фрагменты скелетов и каменные обломки трех саркофагов. Два из них, белого цвета, лежали так, словно их сбросили с мавзолея. А третий, из розово-красного известняка с орнаментом, соответствующим иорданскому периоду, пришлось собирать из сотни кусков.
Создалось мнение, что его разбили, не сдвигая с места. (Сегодня саркофаг, тщательно отреставрированный, экспонируется в иерусалимском Музее Израиля). Нецер предположил, что разрушение саркофагов и мавзолея – дело рук мятежников, укрывавшихся в Иродионе во время Великого Восстания (66–71 гг.н.э.), ибо именно Ирод, бывший римским ставленником, за время своего долгого правления мог вызвать сильную ненависть, приведшую к осквернению его могилы.
На следующем этапе Р. Чаши-Лорейс, на основании найденных обломков, восстановила первоначальный облик мавзолея. Вырисовалось сооружение высотой около 25 метров под конической крышей, состоявшее из трех комнат, расположенных одна над другой (нижняя находилась на подиуме).
И все же исследователи до конца не могли сказать, принадлежала ли могила Ироду из-за того, что не было найдено никаких атрибутов, свидетельствовавших о царской власти. Ни короны, ни скипетра, ни драгоценностей, что обычно клали при погребении в саркофаг персон такого ранга. Поэтому многие ученые отнеслись к открытию скептически. Они считали, что данное место не может быть усыпальницей столь великого человека.
Двое археологов из Еврейского университета, профессор Йосеф Патрих и Беньямин Арубас, высказали предположение, что в этом месте были погребены родственники Ирода. Его же могила пока не найдена. А еще Рой Порат, повторяя идею Конрада Шика, выдвинул версию том, что мавзолеем Ирода стал весь шестидесятиметровый холм. «Все, не относящиеся к погребению архитектурные элементы на склонах холма были разобраны и засыпаны землей, — заявил он. -. Если эта трактовка верна, то монумент Ироду, действительно, ничем не уступает остальным его грандиозным проектам».
После трагической смерти Нецера, получившего 25 октября 2010 года тяжелые ранения при падении с горы в Иродионе, и через три дня, скончавшегося от полученных травм, раскопки возглавили Я. Кальман и Р. Чачи-Лорейс. Они, взвесив все «за» и «против», поддержали версию Нецера. За основу, взяли тот факт, что Ирод был натурой исключительно противоречивой. С одной стороны окружал себя роскошью, строил гигантские по тем временам комплексы, а с другой был беспафосным. Ведь ни одно строение, кроме Иродиона, он не назвал своим именем; почти за почти сорок лет правления не выпустил ни одной монеты с собственным изображением. И, вполне возможно, решил удовлетвориться скромным саркофагом и небольшим мавзолеем.
Что еще было найдено здесь? За мавзолеем была обнаружена садовая терраса с наносным слоем плодородной почвы, на склоне холма — театр, а за ним – комната, с пинаками – плитками из обожженной глины или дерева, украшенные красивой росписью.
Вокруг картин были нарисованы ставни, а над ними – веревки, «подвешивающие» их к также нарисованным крючкам. И театр, и комната, были тоже намеренно засыпаны землей.
В декабре 2014 года археологи откопали двадцатиметровый арочный коридор, что вел со склона холма в замок. Но им почему-то не использовались, и вскоре после сооружения засыпали землей.
Параллельно с раскопками шел процесс масштабной реконструкции, и сегодня каждый желающий может подняться на вершину крепости и прогуляться. От входа в Национальный парк «Иродион» тропинка ведет к крепости-дворцу.
На ней, усыпанной щебнем, и повсеместно встречаются мелкие обломки керамических изделий, в частности, фрагменты черепков и ручек от древних сосудов.
Итак, мы в восточной части крепости-дворца. Там, где размещался большой двор с колоннадой и декоративным садом.
Около реконструированных колонн — арабы с осликами, лошадками, верблюдами, приглашающие объехать территорию верхом.
Те, предпочитает двигаться пешком, продолжают путь по проложенной тропе, ведущей к северо-восточной части. К тому месту, где находился вход в крепость-дворец. Рядом — основание некогда стоявшей башни высотой в 40 метров. Той, где на самом верху размещались царские покои, а из окон открывался обширный вид на пустынную местность.
Затем поворачиваем на запад. Туда, где имелись жилые помещения, двор крестообразной формы и пышный приёмный зал, что был переделан занявшими Иродион повстанцами в синагогу. Там же — скромные жилища восставших и уникальный купольный свод тепидария, единственный в своем роде на древнем Ближнем Востоке. Археологи обнаружили также остатки монастырских келий и небольшую часовню.
Раскопан небольшой театр со стандартной планировкой, диаметром 32 м, вмещавший примерно 400 зрителей.
Он включал не сохранившийся высокий задник сцены, роскошную царскую ложу, при оформлении которой использовался искусственный мрамор стукко, изготавливаемый из обожжённого и измельчённого гипса с квасцами, клеем и мраморной пудры, фрески и их разновидность – секко, выполняемая по твёрдой, вторично увлажнённой штукатурке. Считается, что некоторые детали интерьера царской ложи были изменены по случаю визита в 15 году до н.э. в Иродион Марка Агриппы, римского государственного деятеля, полководца, сподвижника и зятя императора Октавиана Августа.
На северном склоне можно увидеть оштукатуренные пещеры со ступеньками. Это емкости для сбора и хранения дождевой воды, которая стекала сюда со склонов и крыш по водостокам и тоннелям. Есть предположение, что при нехватке воды ее доставляли сюда из бассейна-водосборника в Нижнем городе на ослах. Доступны для посещения и западные цистерны.
С тропинки, ведущей в раскопки Верхнего города, открывается панорама Нижнего города, что располагался у подножия на площади около 15 гектаров у северного склона.
В нем тоже немало интересных объектов, включающих погребальный комплекс с дорогой для траурной процессии. А также фрагменты трех храмов, поставленных в византийский период. Он пока закрыт для посещений. Но будем надеяться, что в будущем удастся посетить и это место. Вполне возможно, что будет сделано еще немало открытий, разгадано новых загадок. Ведь раскопки Иродиона еще будут и будут продолжаться.
Написано по следам экскурсии с Ицхаком Фишелевичем
В ее процессе были сделаны также следующие фотографии фрагментов комплекса
А еще по дороге встретилось вот такое интересное гнездо. Интересно кому оно принадлежит?
Фотография гравюры взята с сайта Ирод I Великий — Википедия
המשלחת לחקר הרודיון — פרופסור אהוד נצר ז»ל
מת הארכיאולוג הידוע אהוד נצר, שנפל בהרודיון — Ynet
Иосиф Флавий. «Иудейские ценности».
Обратите внимание, что фотографии не относятся к Иродиону. На фото — Себастия.
Спасибо, проверю и исправлю…