В Кейсарии, недалеко от музея Ралли, на холме, что находится на углу бульвара Ротшильд и дороги, ведущей к акведуку и пляжу,на неохраняемом пространстве, открытом дождям, ветрам и палящему израильскому солнцу, находится удивительная византийская мозаика.
Она была обнаружена совершенно случайно в 1955 году, во время военно-тренировочных учений. Об этом было сообщено в соответствующие инстанции, но должно было пройти пять лет, прежде чем там спохватились и поняли, что бесхозная уникальная находка разрушается. Чтобы уберечь ее от вандализма, воров-любителей антиквариата, а так же естественного выветривания, решили засыпать поверхность песком толщиной в 70 см.
Вопрос о мозаике поднялся в августе 2004 года, когда за дело взялся директор проекта сохранения древностей Кейсарии Амир Янах. И начались работы, финансируемые корпорацией развития Кейсарии. Ими управлял археолог, доктор Сефи Парат, которому помогали многочисленные добровольцы – жители Кейсарии, Ор-Акивы, кибуца Сдот-Ям.
Они бережно очистили наносной слой, восстановили рисунки, укрепили камешки. И в октябре 2005 года эта красота открылась взорам первых посетителей. Теперь ее можно рассматривать со всех сторон и даже ходить по рисункам, которые некогда украшали атриум виллы византийского вельможи.
После раздела Римской империи в 395 году, Палестина стала провинцией Византии. В тот период портовый город Кейсария процветал, его территория расширялась.
В конце VI – начале VII веков, за пределами центральной части, на холме некий вельможа, чье имя установить не удалось, построил виллу-дворец с крытой галереей-портиком вдоль западной и южной сторон и атриумом. На сегодняшний день раскопана лишь пятая часть комплекса, находившегося на территории усадьбы, составлявшей около 3-х га. По предварительным данным в северной, южной, восточной и еще не раскопанной части западного участка должны находиться строения и дворы так же вымощенные мозаикой.
И тут уместно сказать несколько слов об особенностях византийской мозаики, которая переняв традиции античности, дух и принцип римских изображений, придала им иное смысловое звучание. Она стала более условной, культово-храмовой. Мастера не копировала мир, а моделировали его наподобие реального.
Появились монументальные полотна, поражавшие своей масштабностью. Мозаика украшала купола, ниши и стены храмов, объем которых исчислялся сотнями и тысячами квадратных метров. Одновременно это искусство стало элементом украшения вилл зажиточных людей.
Претерпели изменния и техника, и исходный материал. Если римские мозаики зачастую делались из различных пород мрамора, то византийские, как правило, были смальтовыми, собранными из кусочков непрозрачного стекла, которое не подвергается старению и естественному разрушению. Оттого мозаики Восточной империи нередко называли “вечной живописью”.
Несмотря на то, что полы там предпочитали по-прежнему выстилать мрамором, понятие вечности не утратило своей значимости. И доказательство тому — кейсарийская находка.
Представим себе дворец, жилая площадь которого составляла примерно 1500 м². На обоих этажах, нижнем (зале) и верхнем (крытая терраса) — мозаичные полы. А под зданием — развитая дренажная система с большим резервуаром для воды, используемой обитателями этого места, ибо дворец имел автономное водоснабжение.
Здание прекратило свое существование в результате пожара, который, вероятно, произошел во время арабского завоевания в 640 году. Об этом свидетельствуют найденные части обгоревших деревянных конструкций: перекрытий и перегородок второго этажа. По мнению археологов, к моменту разрушения вилла была уже безлюдна.
В мусоре, на полу первого этажа, валялись куски штукатурки от потолка, обломки черепицы и керамической посуды. Под толстым слоем пепла, укрывшего останки и сыгравшего роль консерванта, археологи неожиданно обнаружили столешницу уникального стола, что была сделана в стиле opus sactile (штучной мозаики). После того как сгорели обломившиеся ножки, она упала поверхностью вниз, на образовавшийся слой пепла, а потому прекрасно сохранилась.
Это сигмообразная столешница размером 97 х 104 сантиметров, сложенная из стеклянных кусочков ромбической формы и прямоугольных треугольников, изготовленных особым способом.
Ученым удалось установить, как готовили смальту этого вида. В ее основе — прозрачное стекло толщиной в 3 см, на которое накладывалась тонкая золотая пластинка (или засыпался золотой порошок), а сверху помещался более тонкий слой стекла.
Затем заготовку каким-то образом заваривали, а полученное плато разрезали на нужные фигурки, из которые собирали определенные узоры.
Найденную крышку обрамляла кайма, собранная из смальты зеленого цвета с вкраплениями голубого, серого и красного. Такое сочетание создавало впечатление гранита.
Вилла принадлежала христианам, о чем говорит отпечатавшийся внутри каждого кусочка цветок или крест.
Согласно мнению ученых «Золотой стеклянный стол» является поистине уникальной находкой, единственной подобного плана в мире. А потому, после восстановления, этот экспонат побывал на выставках во многих странах.
Кстати, недалеко от самой виллы найдены мастерские, в которых изготавливалась такая мозаика.
Вполне возможно, усадьба хранит еще какие-то тайны, и мы узнаем о них тогда, когда очередь дойдет до раскопок остальной части территории. А пока рассмотрим то, что уже приведено в порядок.
Простая, незатейливая, приятная для глаза, мозаика является самой большой и впечатляющей из найденных в нашей стране.
Ученые назвали ее «Птичьей мозаикой». Почему птичьей? Потому что хозяин виллы, наверно, был любителем-орнитологом, и на прямоугольной площади 16 х 14,5 метров выложен ковер из 120 круглых, переплетающихся, медальонов с изображением птиц.
12 рядов и 10 колонок расположены таким образом, что по диагонали изображения повторяются. А кого тут только нет! И наши местные, и залетные.
Вот павлин
А это ибис
Утка
Куропатка
Встречаются так же пеликаны, фазаны, фламинго, цесарки, гуси…
А так же непонятные, фантастические виды. Например, вот такая птица
Или такая…
«Птичий ковер» обрамляет своеобразная рамка -широкая полоса с изображением диких и домашних животных.
Мы видим льва
медведя
козерога
А так же леопарда, кабана, горного козла, собаку, слона, газель, оленя, быка…
Их разделяют изображения плодовых деревьев. В частности, гранатов и яблонь.
А «закрывает» все широкий бордюр с геометрическим узором.
Аналогичная мозаика, правда, менее значительная, была найдена на арене кейсарского ипподрома.
Полюбоваться этой мозаикой можно здесь
The Byzantine Palace of the ‘Bird Mosaic’ in Caesarea, Israel — YouTube
2015
Использованный материал
Это безумная красота