На севере Израиля, рядом с кибуцем Дан, находится один из красивейших заповедников Израиля — Тель Дан. По нему протекает река Дан, которая сливается со Сниром (Хацбани), берущем начало возле ливанской деревни с одноименным названием, и Баниасом, бегущим с горы Хермон.
Согласно легенде, три потока соединил в одну реку Всевышний, разрешив таким образом спор о том, кто из них самый главный. Оттого холм, где берет начало одна из главных рек нашей страны, называется Тель–Даном («Холмом судьи»), а сама река Иордан (Ярден), то есть «спускающаяся с Дана».
Сам же Дан, берущий начало с источника Аин- эль-Дан, впитывает воду множества ручьев и родников, находящихся на территории заповедника.
У ключа поток воды относительно спокоен, но, по мере спуска, набирает силу и стремительно несется вперед. А весной, подпитываясь талыми водами, стекающими с горы Хермон, и вовсе приобретает вид бурной горной речки с исключительно чистой и холодной водой, что шумит, не смолкая, уже не одно тысячелетие.
В некоторых местах длинные гибкие ветви ив, чьи корни находятся прямо в воде, сплетаясь кронами, образуют вдоль реки настоящие тоннели. Ступая по выпирающим из земли мощными узловатыми корнями, и неровными камнями, ты ощущаешь прохладу даже в самый жаркий день. Недаром эту часть заповедника называют «Райским садом»
Многочисленные ключи на территории заповедника питают живительной влагой деревья и кустарники, требующие разной степени влпжности. А потому здесь встречаются и редкие растения, которые не увидишь в других районах Израиля, и весьма распространенные.
По берегам растет много тростника
Р астут дубы и фисташки, являющиеся продолжением древнего леса, что нахрдился в предгорьях Хермона; лавры и оливы, платаны и эвкалипты, широколиственная крушина, редкая белая ива.
Имеется множество дикой малины и ежевики, тростника. А на окраине заповедника встречается сирийская слива и держидерево с колючками, из которого, согласно христианской легенде и был сплетен терновый венец для Христа.
Цветет эвкалипт
А это дуб таворский, с непривычной для нас формой листьев
Многие из растений-старожилов отметили не один свой солидный юбилей. Так, после того, как почти полвека назад гроза ударила в огромное дерево атлантической фисташки, от которого остался лишь обгоревший ствол, биологи определили его возраст — более шести столетий.
В кронах деревьев живет множество птиц, в чистой прохладной воде водится рыба, на прибрежных камнях обитают черные улитки, а рядом с ними живут огненные саламандры, которых легко определить по черной блестящей чешуе, покрытой оранжевыми точками. Этот редкий вид амфибий, живущий рядом с водоемами, в которых он размножается, можно увидеть преимущественно в прохладное время года вечерней или ночной порой при относительно низкой температуре и высокой влажности воздуха. Летом они находит убежище в пещерах и глубоких трещинах.
Огненные саламандры внесены в Красную книгу, а потому дорожные знаки около заповедника требуют от водителей осторожности и внимательности, дабы выбегающие на дорогу рептилии не попали случайно под колеса автомобилей. А еще здесь множество хамелеонов, что нежатся на солнышке, устроившись на развалинах древнего города, приобретая окраску облюбованных камней.
В восточной части заповедника находится курган Гиль-Дан, раскопки которого под руководством лауреата Израильской премии профессора Авраама Бирана открыли множество памятников ханаанского и израильского периодов, а так же неолитических времен, ибо уже тогда здесь жили люди.
Здесь встречаются подъемы и спуски. Некоторые оборудованы лестницами, вырубленными из местной породы
Имеются симпатичные уголки
Примерно 4000 лет назад ханаанские племена построили в этом месте город Лаис (Лаиш, Лешем), название которого означало камень неопределенной для нас породы. Письменные упоминания о нем, датированные III тысячелетием до н. э., были обнаружены в 1933 году археологами из Лувра в исторических документах знаменитого архива шумерского города Мари.
В них, ныне хранящихся в музеях Дамаска и Алеппо, Лаис вместе с Хацором упоминается целых 13 раз. Он характеризуется как крупнейший торговый центр, в котором реализовывалось олово, привозимое из Мари, изготавливались изделия из бронзы.
Город окружали мощные стены, сложенные из огромных кирпичей-валунов, высотой до 15-ти, и шириной до 7-ми метров, фрагменты которых можно увидеть сегодня. В восточной части их находились ворота из необожженного кирпича, которые удивительно хорошо сохранились для своего возраста.
Двойные двухъярусные ворота высотой в 7 метров, с аркой, датированной XVII веком до н.э., считаются самыми древними из всех найденных на сегодняшний день на Земле. Особенно важен тот факт, что арка, образованная тремя дугами, опровергает общепринятое мнение о том, что подобные конструкции появились намного позже и являются изобретением римлян.
Уникальное свидетельство ханаанской эпохи созданное 3700 лет назад в период среднего Бронзового века, было обнаружено археологами в 1978 году и полностью открыто в 1980 году.
При раскопках нашли золу сгоревшей двери и каменные подшипники, на которых дверь вращалась. При этом был сделан интересный вывод о том, что после эксплуатации в течение сравнительно недолгого периода, их по неизвестной причине засыпали землей.
Сегодня реконструирована лишь центральная часть. А боковые сторожевые башни, где находился караул, еще ждут часа своего возведения на обнаруженных фундаментах.
С западной стороны к воротам вели каменные ступеньки, двадцать из которых сохранились по нынешний день. По ним поднимались люди, прибывавшие в Лаиш. И, вполне вероятно, именно по ним ступали ноги нашего праотца Авраама, что, согласно танахической версии, погнался за похитителями, взявшими в плен его сродника (племянника) Лота.
Он «вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал неприятелей до Дана».
Впрочем, тогда это место имело другое имя. Ханаанское название Лаис появилось лишь в XII веке до н.э. в связи со следующими событиями.
Когда евреи под предводительством Иисуса Навина вошли в Землю Обетованную, то колену Дана, по жребию, достался участок Средиземноморского побережья в районе нынешнего Тель-Авива. Но, согласно ТАНАХу, они пошли на север, «войною на Лашем (Лаиш) и взяли его, и поразили его мечом, и получили его в наследие, и поселились в нем, и назвали Лашем Даном по имени Дана, отца своего».
Это еврейское поселение, просуществовавшее до середины ХI века до н.э., погибло в результате пожара. От него остались лишь ямы, найденные археологами. Они выполняли функции хранилищ. И это свидетельствует о том, что потомки колена Дан по натуре были кочевниками, не усвоившими культуру стационарных городов.
Возродился Дан через несколько столетий, когда со смертью царя Соломона созданное им государство распалось на два царства Южное (Иудейское), где правил сын Соломона Ровоам и Северное (Израильское), во главе которого стал царь десяти северных колен Игровом I. Новый израильский царь вошел в историю тем, что возродил культ Золотого Тельца.
Считая, что совсем необязательно преодолевать неблизкий путь до Иерусалима для посещения Храма, что можно оставаться евреем и совершать соответствующие обряды и в другом месте, он приказал для ритуальных традиционных жертвоприношений построить два храма. Один в Бейт Эле (Вефиле), а второй в Дане, где поставил Золотых Тельцов, символизирующих подножье трона Яхве. Фактически же это был возврат к культу языческого поклонения традиционному образу ханаанского бога Эля в виде быка.
Об идентификации этого места свидетельствует найденная в 1976 году каменная плитка с текстом на греческом и арамейском. Там говорится, что некий человек по имени Зоил обращался с обетом к «Богу, который находится в Дане» А «Богом из Дана» был никто иной, как Золотой Телец. Подобный тому, что увидел Моисей, спустившийся с горы Синай.
Ведь, как известно, Аарон, первый еврейский первосвященник, в отсутствии своего младшего брата собрал у народа золотые украшения и отлил из них фигуру для поклонения.
Увидев это, Моисей в гневе разбил Скрижали Завета, врученные ему Господом, а затем уничтожил Тельца. После этого собрал сынов Левия и приказал им: «Возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего». После того, как было убито около трёх тысяч человек, вопрос о поклонении идолам отпал сам собой и не поднимался в течение нескольких столетий.
Но, как видим, в Дане этот обычай возродился. Святилище площадью в 60 х 45 м располагалось на северной стороне холма над главным источником. Оно представляло собой широкий внутренний двор, в центре которого располагался алтарь, на котором приносила в жертву животных. Их кости были обнаружены под самой древней постройкой.
По периметру святилища шли комнаты, использовавшиеся для разных целей. В одной из них, служившей местной «лабораторией», готовили благовония.
В период царствования печально известного царя Ахава здесь стояли языческие храмы с алтарями-жертвенниками. Один из них использовался в более поздний, эллинистический период.
При Бааше, преемнике Иеровоама, город был разрушен Бен-Хададом, царем ассирийской провинции Арам-Даммесек, но вскоре восстановился, достиг расцвета.
В начале VIII в. до н.э. его разрушило землетрясение, а затем, в 732 г до н.э., сильно повредили ассирийские завоеватели под предводительством царя Тиглатпаласара III.
Дан стал приходить в упадок. Постепенно, если верить словам римского историка Евсевия, превратился в небольшую деревушку Кфар-Дан.
Израильские археологи, начавшие работать в Тель-Дане, в 1966 году, обнаружили немало интересных находок разных эпох: кремневые орудия труда, примитивные глиняные изделия, фрагменты каменных укреплений и домов, металлические сосуды и печатки, зернохранилища и масличный пресс периода Железного века, виноградный пресс более позднего периода, оросительные трубы, фонтан, статую Венеры, монеты римского периода и многое другое.
Самым же главным было обнаружение трех обломков стелы с надписью на арамейском языке. По всей видимости, она была установлена царем Азаилом.
На камне нет ни одного законченного предложения. Но из отдельных слов ясно, что речь идёт о событиях, связанных с победой Дамаска над Израильским и Иудейскими царствами. А самое главное, в ней упоминаются цари из Дома Давида.
Это первое упоминание имени Давида вне Библии является подтверждением реального существования этого человека. А дата стелы указывает на пограничный период существовавшего еврейского поселения – IX в. до н.э.
Раскопки древнего городища в районе Тель-Дана шли 25 лет, в течение которых было найдено немало интересных экспонатов. Большинство их стало достоянием Иерусалимского музея. Часть попала в археологический отдел краеведческого музея «Бейт-Усышкин» находящегося в кибуце Дан.
Но вскоре после этого были сделаны новые сенсационные открытия. У южного подножия холма археологи обнаружили базальтовые «Новые» или «Израильские ворота». Они — часть крупнейшей древней израильской системы, мощные стены которой видны уже при въезде в заповедник. В отличие от ворот ханаанейского периода они стояли не на вершине холма, а примерно в середине склона.
Считается, что постройка новых укреплений города началась при восстановлении города в Х веке, а сами ворота и большая наружная стена были завершены уже царем Ахавом в IХ в до н. э,
Законченный вид оборонные сооружения приобрели уже при Йероваме II. И приходящие в город должны были обходить стену вокруг.
Ворота, от которых сохранились гнезда для крепления деревянных дверных конструкций, представляли собой сложный комплекс, состоящий из внешней и внутренней частей. Последняя имела две башни, между которыми размещались четыре караульных помещения.
Справа от входа находилась четырёхметровая гранитная скамья, на которой чинно восседали старейшины города, решая внутренние проблемы.
К югу от скамьи — ступенька около некогда существовавшего базальтового сооружения с опорными колоннами, создавшими подобие навеса. Здесь стоял судейский трон царя, неоднократно упоминавшийся ТАНАХе, ибо монархи (вспомним суды царя Давида), имели привычку выходить к воротам и разбирать тяжбы именно там.
Это описано в книге Царей: «И встал царь и сел у ворот, а сему народу возвестили, что царь сидит у ворот. И пришел весь народ пред лицо царя…»
А неподалеку — остатки приворотных жертвенников, около которых нашли множество бутылочек из-под елея — очищенного оливкового масла. Там приносили свои жертвы пришедшие в город путешественники. А также торговцы, что раскладывали свои товары перед внешними воротами на огромной торговой площади (хуцот) размером около 400 кв. м.
Ведь как у Лаиша, так и Дана имели место серьезные торговые связи с разными странами. В том числе и греко-микенские, о чем говорит найденное здесь типичное микенское захоронение.
От внутренних ворот на вершину кургана по склону вверх шла широкая дорога для торжественных процессий. Появившаяся вовремя Иеровоама I, она была заново вымощена во время царя Ахава. А сразу за воротами находился район ремесленников, где во время позднего бронзового века жили мастера, изготавливавшие изделия из этого сплава.
В юго-западной части стены имелись ещё одни ворота, возле которых останавливались повозки.
По окончании работ в 90-х годах прошлого века Национальное Управление парками приняло решение обустроить этот участок и превратить небольшую часть бывшего города в археологический парк, входящий в состав заповедника. Основная же площадь Дана осталась покрытой лесом, который решено сохранять из экологических соображений.
Что еще можно увидеть здесь? Рядом с двумя небольшими водопадами, вода которых собирается в небольшой Пруд Ха-Шахшух – единственное месте, где разрешено купаться.
Реконструирована старая мельница, что была построена около 150 лет назад и действовала до 1948 года. Ее фишка — два массивных старинных жернова.
Раритетом считается древнее дерево сирийской фисташки, в широком основании которого имеется большое дупло с несколькими «входами». Его необычный, поистине сказочный вид, вызвал у кого-то ассоциацию с иллюстрациями к книжке А.-А. Милна. И с тех пор его называют «деревом Винни-Пуха»
Имеется наблюдательный пункт Ха-Муцав. Он находится там, где до 1967 года размещалась позиция израильских войск. С него открывается вид на предгорья Хермона и заброшенный сирийский блокпост «Нухейла», а также на южноливанскую деревню Аль-Хайям.
И, наконец, смотровая площадка, около которой сходятся все четыре маршрута разной сложности по заповеднику и с которой открывается поистине замечательный вид на всю округу.
2014
Написано по следам поездки с Леной Кижнер
Использован материал
שמורת טבע תל דן — רשות הטבע והגנים
תל דן – ויקיפדיה
שמורת תל דן