Гроты всегда привлекали людей своей таинственностью и необычностью. Особенно морские. Чтобы полюбоваться на такое чудо природы люди едут на Мальту, Гозо, Капри, Санторин…
Мы же отправимся в Западную Галилею, где на берегу Средиземного моря, к северу от Нагарии, находится интересное природное образование — стоящий на берегу Средиземного моря обрывистый утес.
Опирающийся на «Ногу слона», он представляет собой окончание горного мелового хребта, по которому проходит граница с Ливаном.
О наличии пограничной зоны свидетельствует забор с колючей проволокой и надписи на английском, иврите и арабском на кирпичной стене.
Стрелки, идущие в противоположных направлениях, указывают расстояние до двух столиц. И становится ясно, что с этой точки до Иерусалима 205 км, а до Бейрута – 120 км.
Тем не менее, ливанских пограничников здесь не увидишь. Их власть начинается на расстоянии 10-15 км севернее границы, потому что между Израилем и Ливаном нет пропускных пунктов.
Внимательно рассмотрим скалу, что, согласно мнению геологов, состоит из разноплановых меловых отложений, образовавшихся в результате тысячелетних геофизических процессов. Она состоит как бы из трех частей разной степени твердости.
Верхний слой природного образования высотой в 70 метров имеет твердую доломитовую породу с вкраплениями темной кремниевой гальки, что сложилась из окаменевших остатков водорослей и морских обитателей.
Нижний слой, состоящий так же из твердой меловой породы, находится большей частью под водой.
А вот средний, из мягкого известняка-киртона подвергся природной «обработке». Из-за мощных подземных толчков в горной породе появились трещины. В них проникли дождевые воды, проделавшие свою «работу».
Эрозия, в результате действия морских волн и ветра, «высверлила» в средней части скалы тоннели и карстовые пещеры-гроты, что расходятся в разных направлениях по линиям общей длиной около 200 м. Недаром название места Рош-ха-Никра переводится с иврита как «треснутая голова».
Есть и другое толкование этого названия. От арабского «Рас-а-Накура» (Голова расселины). Впрочем, это, практически, одно и то же.
Попадая в это место, поражаешься резкому контрасту между внешним и внутренним. Снаружи – бирюзовая гладь сверкающая под лучами солнца, а внутри коридоров-переходов, за оградой, беснуется стихия, осыпая тебя брызгами волн, разбивающихся о камни.
Впрочем, такая «вакханалия» имеет место не всегда. Море бывает и спокойным. Его поведение зависит от времени суток и времени года. А в различные часы дня пещерные заливы меняют окраску из-за игры света и тени.
Это уникальное место, единственное в своем роде в Израиле, интересно не только гротами. Его можно рассматривать как уникальный заповедник с оригинальной флорой и фауной. По весне склон горы буквально засыпан бледно=фиолетовыми цветами одной из разновидностей статице (лимонник, кермек). А еще здесь растут культивированные приморскими ветрами карликовые разновидности рожковых и фисташки.
В период дождей прямо на пляже цветут белые лилии с резким запахом, нарциссы и морской лук.
Хватает и живности. Внутри гротов с потолков свисают летучие мыши, в расщелинах вьют гнезда дикие сизые голуби, на скалах гнездятся ласточки.
Над морем можно увидеть чаек, что прилетают сюда с небольшого островка, расположенного в восточном направлении на расстоянии немногим более километра.
В период миграции Рош-ха-Никру посещает большое количество европейских и местных морских птиц, что без труда находят здесь пропитание в мелких водоемах и лужах вдоль берега.
В морской воде и на дне водятся практические все виды средиземноморских рыб и других обитателей этой стихии. Одним из них является большая коричневая черепаха логгерхед (каретта), что питается преимущественно моллюсками, ракообразными, рыбами, медузами и губками.
Летом и осенью рептилии выходят на берег для того, чтобы ночью в песке между скалами отложить яйца в кожистой оболочке, из которых в течение месяца-двух вылупливаются крошки-черепашки. Проведя несколько часов в гнезде, они дружной компанией (в каждой кладке от 100 до 126 яиц) бегут к морю.
А еще в гротах, живут смешные даманы или жиряки, образующие большие стаи. Ученые считают, что эти животные являются зоологическими родственниками … слонов.
Даманов можно увидеть в ранние утренние часы на скалистых выступах, где глава семейства занимает стратегическую высоту, позволяющую ему наблюдать за всеми своими сородичами: так называемыми бета-самцами и множеством самок.
Это место интересно так же своей историей, что берет начало в глубокой древности. О его значимости говорится уже в книге Иегошуа Бин Нуна (в русской транскрипции Иисуса Навина), где оно упоминается как граница расселения колен Израилевых в XIV-XIII в. в. до нашей эры.
Позже мудрецы эпохи Талмуда упоминали скалу, называемую “Тирской лестницей” (на иврите – “Суллам-Цор”), от которой пролегал путь сообщения между Тиром и Акко.
О ней говорится в Первой Книге Маккавеев, «Иудейской войне» Иосифа Флавия, заметках рабби Гамлиэля, добравшегося сюда на осле.
Тысячелетия тому назад по гребням прибрежных скал пролегал торговый путь караванов, следовавших с севера средиземноморского побережья в Египет и другие страны африканского континента.
В 701 году до н.э. этой дорогой прошла армия ассирийского царя Синаххериба, а в 333 году до н.э., после победы над Финикией, протопало многотысячное войско Александра Македонского, двигавшееся на Египет.
Имеется предположение, что именно по приказу этого полководца был прорыт в горе первый тоннель для облегчения продвижения армии на юг.
В III здесь побывал со своими войсками Птолемей, столетие спустя – селевкиды, а в конце XI века – крестоносцы.
А еще место всегда влекло к себе паломников, о чем свидетельствуют документальные свидетельства и рисунки, изображающие ступени, вырезанные в скале для облегчения продвижения.
В начале ХХ века, когда шла Первая мировая война, английские военные инженеры проложили в Рош а-Никра первую шоссейную дорогу с мостом, которую во время британского мандата использовалась для нужд торговцев и частных лиц до тех пор, пока ее не заменила более удобная с таможней и пограничным постом.
В 1918 году внутри тоннеля была устроена дорога для прохода моторизованного транспорта британской армии.
А вовремя Второй мировой войны, когда выяснилась необходимость сухопутного сообщения между Ближним Востоком и Европой, началось строительство железной дороги, которая соединяла Хайфу с Бейрутом и Триполи.
Для того чтобы осуществить непростой проект, в это место привезли тысячи рабочих. Многонациональную армию кроме британцев составляли австралийцы, новозеландцы, южноафриканцы и, конечно, жители Палестины.
Титанический труд множества людей дал определенные результаты. В течение года был прорублен тоннель в скале длиной в 250 м, возведено 15 мостов. А вдоль всей дороги для защиты от морской стихии была возведена стена.
Этот проект был частью программы объединения местной и ливанской железнодорожной системы, призванной обеспечить непрерывный путь из Египта через Синай, Палестину, Ливан, Сирию и Турцию в Европу с целью переброски войск и вооружения. Именно по этой железной дороге британцы доставляли в Африку боеприпасы и снаряжение для сдерживания натиска Роммеля.
Затем, в горе было пробито два дополнительных тоннеля общей протяженностью в 200 м. Их соединил подвесной мост, пролегавший над пропастью образованной гротом. Сегодня вход в один из них виден на северной стороне горы. Тоннель ведет к ливанской территории, а потому закрыт.
Когда в 1943 году строительство было закончено, началась перевозка войск и военных грузов. И до 1948-го года дорога интенсивно эксплуатировалась британцами.
Именно этим путем в 1944 году в Эрец Исраэль были доставлены евреи, освобожденные из концлагеря Берген-Бельзен в два приема (сначала 283, а потом 268 человек) в рамках обмена на 200 темплеров, чьи дети служили в вермахте.
Сие оказалось возможным после того, как под давлением Еврейского агентства британцы вступили в переговоры с властями Третьего рейха.
В планы англичан входило налаживание и пассажирского сообщения, которое должно было начаться в 1947 году. Помешала арабо-израильская война. Западная Галилея оказалась отрезанной от остальной территории страны.
Когда в Галилее развернулись полномасштабные бои между еврейскими поселенцам и арабами, англичане неуверенно пытались навести порядок, но очень скоро поняли, что дни их владычества в Палестине сочтены, и передали возможность решения вопроса в Лигу Наций.
А евреи, из-за опасения, что арабы могут воспользоваться железной дорогой для доставки в район Хайфы добровольцев и вооружения из Ливана (к отправке были готовы сотни танков и бронемашин, которые могли оказаться здесь через три часа), диверсионная группа подразделения “Кармель”, принадлежащая к “Хагане” взорвала мост и часть тоннеля.
В ночь на 14 марта 1948 года, под покровом темноты и шума проливного дождя группе молодых людей удалось проникнуть в туннель незамеченными британской полицией. И сегодня о том, что здесь когда-то курсировал поезд, напоминают лишь рельсы на побережье, туннель и вывеска при входе в него.
Затем, в ходе Войны за Независимость, еврейскими боевыми отрядами в гротах были взорваны и уничтожены железнодорожные мосты для предотвращения вторжения ливанской армии на территорию Израиля.
В 1949 г. у склона горы был основан кибуц «Кфар Рош ха-Никра», где живет ныне около 600 человек.
Сравнительно недавно, весной 2012 года, в Раш-Ха-Никра появился пешеходный мост, огибающий кромку мыса.
Как с него, так и с оборудованной смотровой площадки, открывается удивительный вид на Средиземное море. Вдоль берега вырисовываются контуры Нагарии и Акко. В хорошую погоду, правда, с трудом, можно разглядеть и Хайфу.
До 1968-го года красоту гротов могли увидеть лишь ныряльщики, что бросаясь вниз со скалы, заплывали в полости со стороны моря.
Но прокладка тоннеля и дорожек открыла возможность увидеть это великолепие всем желающим. Теперь каждый может пройтись по галереям (это, примерно, 600 м.), заглядывая в гроты.
Итак, отправляемся в путь. Чтобы попасть в гроты надо совершить короткое, немногим более минуты, путешествие на фуникулере с верхушки мыса. Оттуда вниз идет канатная дорога под углом в 60 градусов.
Два вагончика, красного и желтого цвета, курсируют в обоих направлениях, перевозя пассажиров. Всего мгновение. А за это время просто дух захватывает. И от страха, и от потрясающего вида.
В тоннеле влажно, душно, сыро. Местами темно и довольно скользко. Через участки, огражденные решетками видна вода. То, спокойная, то бурлящая и поднимающиеся волны. Они порой окропляют брызгами, порой окатывают с головы до ног.
Пенясь, вода входит вовнутрь гротов, просачивается по ходам во все закоулки. А затем, «лизнув» стены, откатывается назад. Недаром при входе пришедших встречает табличка: «В шторм вход запрещен».
В заповеднике обустроен кинотеатр, где показывается фильм, знакомящий с историей Рош -Ха-Никры, начиная от древнейших времен до наших дней. А так же рассказывается о растительном и животном мире этого мыса.
Чем еще здесь можно заняться? Можно пройтись по деревянному настилу, огибающему скалу.
Или прокатиться на «маленьком поезде» на колесах, сопровождаемый экскурсоводом, что с весны по осень ходит, на радость детям, вдоль набережной до Ахзива и обратн.
Можно проехать вдоль мелких заливчиков на взятом напрокат велосипеде или электромобиле. Здесь же в камерной, весьма необычной романтической обстановке, нередко звучит живая музыка.
Все аттракции обслуживаются членами кибуца «Кфар Рош-Ха-Никра», расположенного южнее мыса. В нем, основанном в 1949 г. группой демобилизованных бойцов Пальмаха, сегодня живет около 600 человек. Основное их занятие — полеводство и плодоводство (в основном посадки авокадо), разведение крупного рогатого скота, птицеводство, цветоводство. На территории кибуца функционирует также фабрика по производству медицинских препаратов.
И, напоследок, немного мистики. Говорят, что, если прислушаться, в гротах можно услышать печальные стоны, издаваемые красавицей, погибшей в самом расцвете сил.
О том же, что здесь произошло, рассказывают несколько вариантов легенды, в которой фигурирует молодая девушка, жившая в Акко. Ее отец, в погоне за богатством, решил выдать за состоятельного старика из Ливана. И когда свадебный караван проходил мимо Рош а-Никры, бедняжка вместе со своей лошадью бросилась в морскую пучину.
По другой версии это был просто несчастный случай, когда уже после свадьбы с любимым, молодая жена случайно упала с лошади…
И, наконец, самый известный вариант, где фигурирует местная бедуинская семья, что жила там, где сегодня стоит деревня Араб эль Арамше (см На западной границе)
В ней говорится о том, что у шейха Араб эль Арамше было двое красивых детей. Дочь, нежную и ласковую, он холил, а сына с дурными наклонностями изгнал из племени дабы он не очернял имени семьи.
Сын вошел в разбойничью шайку, занимавшуюся грабежами. И однажды произошло несчастье.
Когда дочь шейха, достигнув брачного возраста, была сосватана за богатого шейха из Ливана, и караван с невестой, тронувшись в путь, через некоторое время вышел на тропу, проходившую над Рош-ха-Никрой по краю утеса, из пещер неожиданно выскочили, стреляя, грабители.
Верблюд, на котором ехала девушка, испугавшись шума, сбросил с себя наездницу в морскую пучину, мгновенно поглотившую свою добычу. А потом один из нападавших с ужасом обнаружил, что это была его сестра.
2015
Написано по следам экскурсии с Леной Кижнер