В Верхней Галилее, там, где когда-то стояло древнее поселение племени Асира, упоминавшееся в ТАНАХе как Ханута, находится кибуц «Ханита». Он появился в качестве еврейского аванпоста в рамках проекта «Хома-у–Мигдаль» («Стена и Башня») разработанного и воплощенного в жизнь представителями социалистического и религиозного сионизма.
Это был вынужденный шаг, рожденный обстоятельствами, так как в период арабского восстания (1936-1939 г.г.), строительство сельскохозяйственных поселений на землях, выкупленных Еврейским национальным фондом, было приостановлено указом британских властей.
Но евреи нашли лазейку, воспользовавшись законом, существовавшим со времен османского владычества, согласно которому сооружения в виде башни, окруженной забором, запрещалось сносить. Вот и следовало смастерить нечто подобно тайно, за одну ночь.
Практически это осуществлялось так. Сотни строителей в сопровождении бойцов Хаганы подвозили к выбранному месту материалы на грузовиках и тракторах. В течение суток возводили задуманные строения. По завершении работы все возвращались на свои места, а в новообразованном поселении оставалась группа из 20–40 халуцим, которая, не откладывая дела в долгий ящик, приступала к освоению примыкающего к поселению участка, засаживая его сельскохозяйственными культурами.
Базовым элементом такой композиции становился двор, огражденный двойной деревянной стеной собранной из деревянных блоков. Между ними засыпался гравий, а с внешней стороны наматывалась колючая проволока. В центре двора ставилась сторожевая вышка, снабженная электрогенератором и мощным прожектором, а по углам двора — жилища поселенцев. Все это собиралось из заранее подготовленных блоков и секций, что изготавливались и складировались в ближайшем поселении. Таким образом на карте Эрец Исраэль за неполные четыре года появилось более пятидесяти поселений. В том числе и на этом участке, лежащем вдали от уже существующих поселений, покупка которого было санкционирована лично Бен-Гурионом, бывшим тогда одним из лидеров еврейского рабочего движения в подмандатной Палестине.
Давайте мысленно перенесемся в то время и окажемся свидетелями момента, когда в час «Х», наступивший 21 марта 1938 года, к подножью Мицпе-Ханита, подошли 50 грузовиков с оборудованием в сопровождении 500 бойцов. За ночь была возведена сторожевая вышка, а вокруг нее — стены. Все это было заснято на пленку и стало важным историческим материалом. По окончании работы охранять Ханиту осталось 100 человек из Хаганы. И это оказалось, как нельзя, кстати, потому что едва закончилась работа, на форпост напали арабы. В бою погибло два человека. Но рота сумела продержаться в течение пяти дней, до появления подкрепления.
О том, как создавались поселения подобного типа. можно узнать, прочитав роман А. Кестлера «Воры в ночи», а так же посетив музей, посвященный этому вопросу в национальном парке «Ган ха-Шлоша» (см. Сахне), где проведена реконструкция Тель-Амаля, построенного таким методом в 1936-ом году. Это было второе, после Кфар-Хитимы, поселения, появившегося тремя днями раньше. Имеются музеи такого плана так же в кибуцах «Нир Давид» и «Ханита», о котором у нас и идет речь.
Новое поселение возникло в самом центре враждебного арабского окружения недалеко от ливанской границы, так как одной из целей его создания было создание препятствия провозу оружия и проникновению арабских банд с территории Ливана в Эрец-Исраэль. В скором времени «Ханита» перебазировалось в новое место, отстоящее от нынешнего на два километра.
В конце 1938 года роту первопроходцев «Хаганы» сменили люди из кибуца «Нахалал», ставшие ядром нового образования, в который позже влились репатрианты из Румынии и Австрии. Уже после провозглашения Государства Израиль Ханита приняла группы новоприбывших из Северной Африки, Франции, Швейцарии и других стран.
Но вернемся к событиям тех дней. На прежнем месте, называвшемся «Нижняя Ханита», был организован тренировочный лагерь ударных групп Хаганы, бывшей в то время подпольной организацией. Командовал всем этим Ицхак Саде, один из создателей Армии Обороны Израиля, руководитель Пальмаха. Это было очень кстати. Ведь из-за своего местоположения именно это поселение. более других, страдало от нападений банд арабских террористов.
В первый же год погибло десять жителей. Героизм людей, живших здесь и защищавших свою территорию, стал сюжетом для создания Марком Лаври в 1945 году по пьесе Ш. Шалома первой в истории оперы на иврите. Она называлась «Страж Дан» («Дан ха-шомер»).
Не обошли это место стороной и дальнейшие события. Во время Второй мировой войны отсюда выходили на задания британские подразделения, а с ними и бойцы Хаганы в Ливан, что тогда принадлежал Франции и контролировался правительством Виши, Именно там, в одной из операций Моше Даян был ранен и потерял глаз.
Кроме политических проблем у кибуцников было немало и других. У них вообще ничего не получалось. Все проекты, как в области сельского хозяйства, так и промышленности, терпели крах. А потому в течение десяти кризисных лет основным занятием мужчин была служба в корпусе еврейской полиции, что создали британские власти в 1938 году и охрана еврейских поселений.
Но постепенно все наладилось. Жители Ханиты, подстроившись под сложные топографические условия, создали в горах искусственные террасы для выращивания сельскохозяйственной продукции. И сегодня здесь процветают такие отрасли хозяйства как выращивание фруктов (бананов, цитрусовых), виноградарство, полеводство, птицеводство; имеется предприятие по производству контактных линз и линз для имплантатов, металлообрабатывающий завод металлообрабатывающий завод «Котлав».
Вскоре после создания кибуца на принадлежащей ему территории были проведены раскопки, которые обнаружили интересные вещи, относящиеся к разным периодам, начиная с неолита (4000 до н.э.). Захоронения разных времен. От раннебронзового до позднебронзового периода, римский склеп, руины византийской церкви с интересной мозаикой, остатки зданий, колодцев и монет, надписи на финикийском, древнегреческом, персидском…
Ряд археологических находок можно увидеть в местном «Музее стены и башни для увековечения памяти еврейских полицейских времен британского мандата». Он расположен в старом здании, бывшем частью поселения. Его экспозиция посвящена двум вопросам: истории поселений построенных методом «Стена и башня» и археологии края. Здесь выставлены и классическая «геометрическая мозаика», и рельефы начала VI века с христианской тематикой, и множество сосудов разных форм и назначения. А еще шкура леопарда, убитого неподалеку.
А теперь отправимся в заповедник «Шмурат-Ханита», где находится прекрасная лесопарковая зона, простирающаяся на площади в 2300 дунамов (23 гектара), начало которой было положено в 40-х годах ХХ века первыми поселенцами кибуца Ханита, и с 60—х годов постоянно курируется Еврейским национальным фондом.

Здесь в изобилии растут и сосна, и средиземноморский дуб. Другие деревья.


С возвышенности Мицпе-Ханита, где находится обзорная площадка, открывается прекрасный вид на окрестности.

На территории заповедника стоит гора Эдер, имеются водные источники. Самое же интересное здесь — сохранившаяся деревянная смотровая башня, с которой и начиналась история кибуца. На нее все с удовольствием поднимаются для того, чтобы представить себе как пионеры несли здесь сторожевую службу.



В нескольких метрах от башни установлен обелиск в память о десяти погибших защитниках Нижней Ханиты.


Неподалеку – автомобильная стоянка. Если идти отсюда в западном направлении, то примерно в ста метрах можно увидеть два кипариса, что были посажены в память об Иегуде Бренере и Яакове Бергере – первых жертвах в первую ночь образования кибуца. Далее тропинка, спускаясь по краю сосновой рощи, приводит к бетонному строению. Здесь находился колодец глубиной до 40 метров, обеспечивавший жителей Ханиты водой и служивший резервной емкостью на случай осады. Через некоторое время он иссяк и был заброшен.
Если продолжать движение по этой тропинке, то можно оказаться на дне ущелья и подойти к ручью Беэр, журчащему в тени деревьев, Его скалистые берега ручья поросли мхом и папоротником. В этом месте – исключительно благодатные условия для произрастания интересной разновидности орхидей — пальчатокоренник римский, с исключительно красивыми нежными соцветиями желтого и малинового цвета.
Для того чтобы его увидеть, надо оказаться в этих местах по весне, в разгар цветения. А пока выйдем за пределы леса и дойдем до ручья Бецет, одного из самых длинных в Верхней Галилее. Он, пересекая ливанскую границу между Штулой и Заритом, проложил себе путь по долине до Средиземного моря, в которое он впадает южнее Рош-ха-Никры.
На берегу ручья — многочисленные пещеры, наиболее известной является пещера Кешет. (см. Парк Адмит и волшебство пещер)
Большая часть земли, по которой проходит ручей, является заповедником, где можно увидеть интересные растения: дикие олеандры, восточные платаны, очень красивый папоротник «Венерин волос».
2015
Написано последам экскурсии с Леной Кижнер.