Люблю такие утра, умытые ночным дождем, когда из-за посветлевших туч пробиваются солнечные лучи, зажигая алмазами, висящие на листьях капельки воды.
Только насладиться этой красотой нет времени. Бегу к остановке, боясь опоздать на автобус. Ведь сегодня у нас интереснейшая поездка в Негев, в программу которой, кроме других интересных объектов (см. Поездка на красный юг и На верблюжьей ферме) входит посещение руин древнего города Авдат.
Давным-давно, c III в. до н. э. на территории Эдома и Заиорданья, занимаемой современными государствами Иордания, Израиль, Сирия и Саудовская Аравия, находилось Набатейское царство со столицей в Петре, заставляющей и сегодня, удивляясь, замирать от восторга.
Оно просуществовало вплоть до 106 года. До того момента, когда его окончательно подчинил себе римский император Троян, и Набатея вошла в римскую провинцию Аравия, центр которой находился в городе Босра, расположенном в Хауране.
Прошли годы, и с распространением ислама, от набатеев осталось лишь воспоминание. Они «растворились», ассимилировались среди других народов.
Но и сегодня ученых волнует вопрос: кем были эти люди? Ответить на него сложно, потому что не осталось письменных памятников. Лишь отдельные надписи.
А потому история этого народа известна, главным образом, из трудов древнегреческого историографа Диодора Сицилийского, античного историка и географа Страбона, еврейского историка и военачальника Иосифа Флавия.
Считается, что на ранней стадии набатеи были язычниками, особенно почитавшими отца богов Душару, который во времена римского господства отождествлялся с Зевсом и Дионисом, а также мать всех богов Аллат, ассоциировавшуюся с Афиной, Венерой, Афродитой, Уранией…
Сначала это был кочевой народ, у которого существовал запрет на оседлость. мужчины-набатеи занимались, в основном, перевозкой благовоний из одного пункта в другой.
Потом, под влиянием эллинизма, когда на смену шейхам пришли цари, стремящиеся к полновластному управлению, в середине II века до н.э., стали строиться на месте постоялых дворов (ханов) города.
Появились сельскохозяйственные угодья, где выращивались зерновые культуры и плодовые деревья, виноград, фермы по разведению верблюдов и лошадей.
Благодаря умелой политике, Набатее удавалось оставаться независимой как от эллинизированого Египта, так и могущественного Рима. Тем не менее, влияние этих народов чувствовалось во всем, и на стыке I века до н.э. — начала I века н.э. культурный уровень Набатеи достиг своего апогея.
Наблюдались значительные успехи в торговле, архитектуре, изобразительном искусстве. А находки образцов керамических изделий говорят о высокой степени мастерства в гончарном деле, не уступающем греческому и римскому.
Для орошения полей и садов создавались такие оросительные системы, технология которых до сих пор изумляет ученых. В частности, хитроумная система плотин, позволявшая зимой накапливать дождевую воду, которая лиспользовалась для полива в летний период.
Тем не менее, основным занятием набатеев оставалась транспортировка благовоний, что шла по так называемому Пути благово́ний (иначе Ладанному пути), что возник примерно во II тысячелетии до н. э.
Дорога длиной в 1,6 тыс. км связывала юг Аравийского полуострова, где произрастали специи и ароматические травы, использовавшиеся для производства ладана и смирны, со странами Средиземноморья и Месопотамией.
Караваны, состоявшие из множества верблюдов, включавшие до 3000 вьючных животных, отправлялись в путь дважды в год. Находились в дороге около 70 дней.
Они проходили через 70 населенных пунктов, из которых 6 были набатейскими. Пять из них находились на территории современного Израиля. Это Мамшит, Авдат, Ницана, Халуца и Шивта.
Долгий путь требовал обеспечения водой, которой в необходимом объеме невозможно было запастись, а потому емкости надо было периодически пополнять.
И набатеи умели обнаруживать источники там, где кроме них этого не мог сделать никто. В этом искусстве, а также в создании хранилищ дождевой воды, замаскированные так умело, что найти их могли лишь посвященные, этим людям не было равных. И это одна из причин, почему Дорога Благовоний была практически монопольной.
Перейдя к оседлому образу жизни, набатеи подняли свое главное занятие до уровня торговли. А для процветания этого бизнеса им необходимо было быть образованными: владеть определенными навыками, хорошо знать языки. Между собой они общались изначально на арамейском, потом — на греческом.
Как уже говорилось, одним из развитых городов того времени был Авдат. Его название, вероятно, произошло от имени одного из набатейских царей. Какого именно — неизвестно, потому что в истории этот народа было три царя с таким именем.
Время создания города, согласно «Географии» греческого учёного Птоломея, приходится на III век до н.э.
Стефан же Византийский (VI), базируясь на работах Геродиана, греческого историка, автора «Истории от Марка Аврелия» (II в) говорит об Авдате «как месте набатеев, названном в честь их царя и почитавшегося божеством».
Город, расположенный в гористой местности, был построен по двухуровневому принципу. Снизу – оборудованные в скалах пещеры, сверху — акрополь с основными постройками и храмом Абадаса.
Оттуда, с вершины холма с плоской поверхностью на высоте в 655 метров над уровнем моря вся, окружавшая его местность, была видна как на ладони.
Начиналось же все с хана, возникшего на Пути Благовоний. Удачное местоположение давало возможность курировать солидный участок дороги.
Наибольшего расцвета Авдат достиг в период царствования Арета IV Великого (9 г. до н. э. – 40 г. н. э.). Именно тогда был укреплен акрополь, построен большой храм.
В период Первой Иудейской войны (66 -71 годы н.э.) Набатеей управлял царь Малику II, бывший союзником римлян и предоставлявший им свои войска.
Несмотря на это, Набатейское царство потеряло часть земель. Кроме того, его города пострадали от кочевых арабских племен: тамудских и сафаитских.
Государство постепенно ослабевало и фактически прекратило свое существование в 106 году н.э, после смерти последнего царя Раббэля II.
И тогда Авдат, наряду с другими набатейскими городами, император Троян присоединил к Римской империи а качестве части провинции Аравия.
Вскоре на городском Акрополе появились храмы Зевса и Афродиты с алтарём и рельефными изображениями Солнца и Луны; постоялый двор. Пещеры были оборудованы под гробницы. В середине III века город стал местом поселения солдат, демобилизованных из римской армии.
После падения Рима (начало VI в.) Авдат перешел во владение Византии, и на этот период пришелся его расцвет. Он стал важным военным и экономическим пунктом с населением около 3000 человек, которые занимались сельским хозяйством, виноделием, гончарным делом…
При раскопках ученые определили относящийся к этому времени квартал с центральной улицей, вдоль которой стояли жилые дома. А также систему колодцев и каналов для сбора воды; городскую крепость с большим колодцем; городские бани на склоне горы, древний туалет.
Многие помещения Авдата были перестроены и использовались в других целях. Так пещеры для захоронения превратились в цеха по производству масла и вина с подземным ходом, который вел к месту хранения вина, помещения для хранения продуктов.
Так как христианство стало основной религией в регионе, имевшийся храм, простоявший около 200 лет, был перестроен в церковь, по соседству с которой построили баптистерий с каменными купелями. По прошествии еще ста лет рядом с первой церковью появилась вторая.
В 614 году город не смог противостоять нашествию персов. Был разграблен и разрушен. А то, что не сделали завоеватели, завершило мощное землетрясение, имевшее место в 630 году.
Город обезлюдел. Оставшиеся в живых его покинули. И когда через 20 лет сюда наведались арабы,то нашли там лишь небольшое селение, прекратившее существование во второй половине VII века.
Промчались столетия. И в ХIХ веке сюда пришел немецкий путешественник Ульрих Зетцен, ставший первым из европейских исследователей обнаружившем древний город. Это было в 1807 году. То, что это Авдат, стало известно только через 60 лет, в 1870 году.
А далее события развивались так. В 1902 году чешский исследователь Алоис Мусиль нашел в этом регионе остатки римского лагеря легионеров и раскопал городские бани.
Только должно было пройти еще много лет, пока в 1958 году учёные из Иерусалимского университета и Управления национальных парков не начали первые официальные раскопки, в которых были задействованы такие известные израильские археологи как Михаэль Ави-Йона и Авраам Негев.
В 1960 году в Авдате появилась экспериментальная станция, занимающаяся изучением древних методов ведения сельского хозяйства в пустынной местности.
А в конце ХХ века список израильских заповедников пополнил Национальный парк Авдат, занимающий площадь в 2.100 дунамов Застроенная часть Авдата составляет 85 дунамов.
Археологические достопримечательности разделены на участки, где представлены объекты, принадлежащие к трем различным периодам: набатейскому, римскому, византийскому.
Городской акрополь расположен на склоне горы Негев на высоте 655 метров от уровня моря.
Сегодня, посещая заповедник, проходим через центр для посетителей.
Здесь размещается выставка археологических находок и уголок, где можно посмотреть небольшой фильм об истории города
Войдя на территорию комплекса, ты попадаешь в верхнюю часть, представлявшую собой комплекс, расположенный на прямоугольной возвышенности, где были сосредоточены все главные общественные здания города и откуда открывался потрясающий вид на пустыню.
Кое-где встречается незатейлевая растительность
В некоторых местах — забавные инсталляции
Видим фрагменты стены, окружавшей акрополь, часть которой построили набатейцы, а закончили уже другие хозяева, в последующие эпохи. Солидные участки ее сохранились до наших дней практически полностью.
Под акрополем, карабкаясь по склонам, располагался нижний город,
город пещер, где проживало большинство жителей.
Мы идем к римской смотровой башне
Греческая надпись, врезанная в перемычку, информирует о том, что она была построена в 188 году н.э. от создания провинции Аравия, что соответствует 294 году н.э.
Археологический парк, внесенный в 2005 году ЮНЕСКО в список Всемирного наследия, в октябре 2009 года сильно пострадал от акта вандализма, совершенного двумя бедуинами (один из них — работал здесь охранником), которые разбили сотни археологических находок, изуродовали, разрисовав, древние стены.
Ущерб, нанесенный ими, обошелся в 10.000.000 шекелей. Свои действия вандалы объяснили местью за снос их домов, самовольно построенных на государственной земле.
После этого дирекции парка пришлось приложить немало усилий для того, чтобы навести здесь порядок.
Написано по следам экскурсии с Леной Кижнер.