Образ безмолвной пустыни, царицы земной красоты,
Войдя, не выходит из сердца, навек отравляет мечты
Константин Бальмонт
Пустыня. Безжизненное пространство. Пугающее и манящее. Именно так местами выглядит и израильский Негев, находящийся на юге страны. Здесь нет, обычно ассоциирующегося с подобной географической областью, песка. Вся территория состоит из известняка, образовавшего плато на высоте 600—800 метров над уровнем моря. Уникальное место, с уникальной поверхностью. И чего только не встретишь на огромной территории площадью в 12000 км²! Равнинные места, возвышенности, горные цепи и уникальные кратеры-махшетим …
Несмотря на то, что немалая часть пустынного пространства на территории нашей страны отвоевана человеком, построившим города и поселки, снабженные водой и окруженные рукотворными лесами, сохранилось немало уникальных природных объектов.
Именно здесь можно встретить длинное сухое русло, которое в меловых скалах проложила речка Цин. Беря начало около кратера Махтеш Рамон, она направляется на север. Проходит путь в 120 км, преодолевая различие высот между нагорьем Негева и Иорданской долиной.
В прошлом река добиралась до Средиземного моря. Но формирование пустыни Арава в результате афро-сирийских линии разлома, изменили путь. Резко, почти под прямым углом, поворачивая на восток в районе Эйн Авдат, она направляется в широкую долину Цин, образующую географическую границу между центральным и северным Негевом. Заканчивается же там, где прежде находилась южная оконечность Мертвого моря.
Сегодня, глядя как поток, появляющийся в зимний период, лениво шуршит по каменистому дну водой, трудно себе представить, что в стародавние времена, когда климат этого региона был не столь сух, Цин имела вид полноводной, бурной реки.
Кстати говоря, нечто подобное имело место и в других районах страны. А потому на всей территории Израиля встречаются русла речных долин, заполняемых водой во время сильных ливней, а потом пересыхающих. Их называют арабским словом «вади».
Нынешним объектом нашего внимания станет каньон Эйн Авдат, уникальное место с крутыми отвесными склонами, достигающими высоты в 40 метров. Здесь река Цин образует несколько водяных бассейнов и водопадов, которые геологи считают загадкой природы, потому что из-за структуры земной поверхности дождевая вода не впитывается в землю, а скапливается в расщелинах горных пород, а откуда стекает вниз.
Верхняя часть вади проходит по довольно ровной поверхности. И там находится первый источник с оазисом Эйн Мор, получившим название по специи мирра (на иврите – мор). Его легко найти по «визитной карточке» — двум высоким евфратским тополям. Недалеко отсюда — северный вход в каньон Эйн Авдат, название которого переводится как родник (источник) Авдата, древнего набатейского города, города стоявшего в трех километрах от него и получившего имя одного из трех набатейских царей по имени Ободас (Авдат, Абда, Абадас) Какого именно – не установлено.
Впрочем, рядом с главным источником воды в этом районе люди селились задолго до этого. Они использовали ёмкости, привязанные к верёвке для поднятия воды из родника, находящегося на дне каньона. Об этом свидетельствуют многочисленные артефакты, найденные археологами.
Поселения образовывались не только из-за наличия воды. Значительную роль сыграло наличия в горных породах кремния, который давал возможность первобытному человеку создавать орудия, способствовавшие развитию цивилизации.
«Кремень не случайно был выбран древним человеком – это очень твердый и при этом хрупкий материал, способный расщепляться в определенных направлениях, создавая острые лезвия, которые не теряют своих режущих свойств на протяжении тысячелетий», – считают археологи, отмечая, что именно этот минерал стал первым помощником человека, с помощью которого он добывал огонь, создавал первые орудия труда и охоты.
Археологи находят в этих местах наконечники, отщепы (преднамеренно сколотые осколки камня), скребки, что применялись при выделке кож, обработке рога, кости и дерева, а также нуклеусы (осколки камня, находящиеся на некоторой стадии «первичного раскалывания» при производстве каменных орудий)
Наибольшее количество кремневых изделий было найдено на небольшом холме, между Эйн-Авдатом и Эйн-Мором. Там были раскопаны остатки небольшого поселения, состоящие из нескольких круглых структур середины бронзового века. А еще сделаны такие интересные находки, как скорлупа страусиных яиц и кости онагров, непарнокопытных животных рода лошадей, напоминающих куланов, что дает возможность составить некоторое представление о фауне далеких эпох. Эти археологические находки помогают ученым понять принцип развития региона и в географическом плане. Существует теория, что в те дни не было таких высоких и обрывистых скал, и каньона Эйн Авдат просто существовало. Вполне возможно, он был сформирован лишь 80 000 лет назад.
Что касается находившегося рядом города, то он появился намного позже. Первое упоминание о нем встречается в «Географии» греческого учёного Птоломея как одном из семи городов римской провинции Аравия.
В VI веке об Авдате, как набатейском городе, писал, основываясь на трудах Ггеродиана, греческого историка, жившего в III веке, философ Стефан Византийский. Но Авдат, как один из центральных городов государства набатеев, группы семитских племён, живших на территории Израиля и сопредельных государств, начиная с III века до н.э., существовал задолго до этого.
Кочевники по природе, эти люди, почему-то осели в этом месте и построили вдоль знаменитой Дороги благовоний, что связывала Южную Аравию и Африканский рог с регионом Средиземного моря и Междуречьем, 65 крупных населенных пунктов. Пять из них (Авдат, Мамшит, Халуц, Шивта и Ницан) находились на территории современного Израиля.
В какой-то момент часть набатейских земель захватил Александр Янай, еврейский царь из династии Хасмонеев. Но ненадолго. Их отвоевал Авдат II, а отстроили продолжатели его династии Малко I и Авдат III, что возвели своего предка в ранг бога и построили в честь него храм Зевса-Авдата.
Авдат был городом со множеством зданий, окруженный сельскохозяйственными угодьями. После завоевания римлянами, вошел в состав могущественной империи, а в византийский период превратился в христианский город, который процветал, добивших значительных успехов в военной и экономической сфере.
Только все, создававшееся веками, практически уничтожило землетрясение 630 года. (Согласно другим версиям город был покорен и разрушен персами в 613 году или пришел в упадок с приходом арабов-мусульман). Но так или иначе, он превратился в руины, стоявшие заброшенными до тех пор, пока до них не добрался в 1807 году немецкий путешественник Ульрих Зетцен.
Почти через 60 лет, в 1870 году, была сделана идентификация Авдата. Затем, в 1902 году чешский исследователь Алоис Мусиль обнаружил фрагменты располагавшегося рядом военного лагеря и городских бань. Развернувшиеся было раскопки, пришлось свернуть из-за исторических событий. Только в 1958 году сюда пришли учёные Иерусалимского университета и Управления Национальных Парков, среди которых были такие известные археологи как Михаэль Ави-Йона и Авраам Негев.
Были найдены артефакты разных времен. Мастерская по производству глиняной посуды с печью для обжига и арка ворот, датированная 268 годом до н. э. с соответствующей надписью набатейского периода, римская пещера для захоронений с алтарём и рельефными изображениями Солнца и Луны. Самые древние находки относились к эллинистическому периоду (III век до н. э). Это три надписи на древнегреческом с женскими именами, что говорит о присутствии в Авдате жриц храма Афродиты.
Самые же крупные находки связаны с византийцами. Был раскопан целый жилой квартал с домами, стоящими по обе стороны центральной улицы, сеть водоснабжения, включающая колодцы и каналы для сбора воды; городская крепость с колодцем внутри, каменные купели, городские бани, винодельни, имевшими подземным тоннель, ведущий к месту сбора и хранения вина. Об образе жизни Авдата того периода наглядно рассказывает восстановленный византийский дом со службами: пещерами для хранения продуктов и туалетом.
Сегодня это место, куда в 1956 году дошла Тропа Израиля (Швиль Исраэль) — самый длинный пешеходный маршрут, охватывающий территорию всей страны, легко доступно для посещения. Но оставим древний город до следующего визита в эти края, а сейчас отправимся в каньон для того, чтобы насладиться потрясающей красотой, сотворенной природой.
Попадая сюда, ты невольно испытываешь и восторг, и удивление и преклонение перед невероятной нерукотворной мощью. Это настоящее потрясение для тех, кто попадает сюда впервые. Невольно вспоминаются слова популярного на западе ирландского поэта-философа Джона О’Донохью, говорящие о том, что каждый раз, уезжая из дома, ты попадаешь на дорогу, что ведет к неведомым доселе мирам, и новые места поражают твое воображение.
Ты видишь уникальные творения Природы, чьей фантазией создано многообразие причудливых форм рельефа. Этот мастер «вырезает» из скал скульптуру, образует полости пещер и разноуровневые террасы, прокладывает узкие тропинки, наполняет водой резервуары и питающие их небольшие водопады.
В парке Эйн Авдат, есть два маршрута. Оба начинаются он нижнего входа. Первый — длинный, в один конец. Второй — короткий, являющийся частью длинного, что доводит до водопада и возвращает посетителей к исходной точке.
Ты идешь по постепенно сужающейся долине на дне каньона вдоль высоких скал белого цвета с черными вкраплениями. И первое, что бросается в глаза, — стоящее слева одинокое фисташковое дерево, упоминаемое в путеводителях. В одних его возраст оценивается в 250, а в других -в 350 лет.
Далее, перебираемся с камня на камень, минуя небольшие водные образования
Подходим к стоящей справа пещере, зияющей огромным отверстием.
Ее облюбовали для своих гнезд голуби. Это не единственные представители пернатых в заповеднике. Здесь водятся также пинии, азиатские скворцы, стрижи, дрофы. На самых высоких точках вьют гнезда хищники: орлы, грифы, ястребы. Порой встречаются куропатки и цапли, трясогузки.
Весной, во время обилия воды появляются лягушки и небольшие крабы. Не обходится и без грызунов. Главный же хозяин этих мест — нубийский круторогий козел, которого можно увидеть гуляющим по вершинам скал в рассветные и предзакатные часы, когда эти животные выходят на поиски пищи или спускаются к источнику для утоления жажды.
Интересен тот факт, что самки с детенышами и самцы этих парнокопытных живут отдельными стадами. Их легко отличить друг от друга. Если особи мужского пола имеют тяжелое мускулистое тело, венчающие голову огромные рога, то самки, с короткими рожками, немного изящнее.
Разнополые особи общаются лишь во время брачного периода — с сентября по ноябрь, но расположения представительниц прекрасного пола удается добиться лишь самым большим и сильным козлам. Да и то, после длительно-упорного периода ухаживания. Потом они расстаются, а по весне у каждой мамы появляется по одному-два малыша.
Но мы отвлеклись, а потому продолжим путь и окажемся около водопада, падающего с высоты 15 метров в небольшой, 8-метровый бассейн, разделенный небольшой плотиной, представляющей собой мостик. Заходить в него, глубокий, с очень холодной водой, категорически запрещено.
Несмотря на то, что источник считается пресным, вода имеет слегка солоноватый вкус. Это способствует росту вокруг него одного из разновидностей лебеды, что, благодаря наличию крошечных волосков, поглощающих минералы, соль собирается в листьях, окрашивая их в серебристый цвет. Это позволяет растению выжить в особых условиях.
Любят подсоленную воду и растущие поодаль от водопада евфратские тополя — уникальные деревья с красивой красноватой крупнослойной древесиной, которая используется в столярном деле, и лекарственной смолой «бури-армени». Обычно растущие по берегам рек, они порой встречаются в пустыне, где добывают себе воду корнями, уходящими глубоко под землю. Это одно из немногих израильских растений, теряющих листья в зимний период.
Если вы выбираете длинный маршрут, то вас ждёт находящаяся в 100 метрах от водопада лестница, ведущая наверх. Ее ступеньки вырезали в 1956 году израильские подростки. Потом они были улучшены за счет национальных парков. Но не стоит обольщаться. Попасть отсюда наверх не так-то просто. Подъём по ступенькам переходит в подъём по железным лестницам и скобам, вбитым в горную породу, преодолеть которые дано не каждому. Но и тем, что «готовы на подвиг», не стоит торопиться. Надо действовать осторожно.
На одном из поворотов, в месте разветвления ступенчатой тропы, надо с нее сойти и повернуть направо. Дорожка приведет к небольшим рукотворным пещерам. В них, в византийские времена, жили монахи из Авдата. В своеобразных скитах можно увидеть вырезанный в камне крест. Археологами были найдены такие бытовые предметы как шкафы, полки, скамейки, лестницы, фрагменты системы водоснабжения. В одной из пещер — греческая надпись (молитва св Теодороса), чье имя украшает монастырь, найденный в Авдате. Считается, что монахи вели небольшое хозяйство, имели огород, на котором выращивали овощи.
Опытные туристы могут от тополиной рощи подняться к третьему роднику, Эйн Ма’ариф, что весной поставляет влагу водопаду Эйн Авдат. Так как путь туда лежит по скользким камням, следует соблюдать особую осторожность.
А перед теми, кто, продолжая путь, поднимается по железным скобам, вбитым в горную породу, откроется удивительная картина. Сначала в верхней части каньона-заповедника они увидят фрагменты строения небольшой квадратной формы. Это то, что осталось от крепости то ли римского, то ли византийского периода.
Самое же интересное – у края смотровой площадке, откуда открывается вид сверху на каньон и его ответвления, где поражает глубина и мощь этого образования.
Если отсюда двинуться в южном направлении г по дороге, что проходит по краю обрыва, то можно увидеть верхнее течение реки Цин и водопад Эйн Маариф. высотой около 40 метров.
Впрочем, не стоит огорчаться тем, кому по ряду причин альпинизм недоступен. К верхнему участку можно подъехать и на машине.
Написано по впечатлениям поездки с Леной Кижнер, а также использованные материалы