Лошадь
сказала,
взглянув на верблюда:
«Какая
гигантская
лошадь-ублюдок».
Верблюд же
вскричал:
«Да лошадь разве ты?!
Ты
просто-напросто —
верблюд недоразвитый».
И знал лишь
бог седобородый,
что это —
животные
разной породы.
В. Маяковский
Верблюда недаром называют кораблем пустыни. Эти крупные животные, приспособленные для жизни в засушливых регионах мира, и сегодня являются неотъемлемой частью хозяйства кочующих племен. Ведь с давних времен человек сумел их приручить, одомашнить, заставить работать на себя. В современном, цивилизованном варианте, их разводят и содержат на специальных фермах.
Есть несколько подобных и в израильском Негеве. Одна из них – «Халав берешит», специализирующаяся на производстве лечебной косметики. Ведь косметические свойства верблюжьего молока известны давно. Недаром бедуинские женщины использовали его как защиту кожи лица от обветривания и солнечных лучей.
Современные научные способы исследования доказали лечебную значимость этого естественного продукта. Вот владельцы этой фирмы и решили производить на основе молока верблюдиц разные кремы марки «Райское молоко»
Итак, мы на ферме «Халав берешит». Большой двор со столиками, где туристы могут отдохнуть и поесть.
Среди посетителей оказался вот такой очаровательный пес с голубыми глазами.
Слева от входа – бедуинский шатер, в котором предлагают кофе, сваренный особым способом и чай на травах.
В центре — два колодца разной конструкции
Вдали виден фонтанчик
В углу, на привязи, стоит «главное лицо» фермы – верблюд по кличке Шломо Катан, то есть Маленький Шломо. Или Соломончик. Откуда такое имя? По аналогии с любвеобильным царем Соломоном, у которого, было 700 жен, 300 наложниц и это, как писал в своей «Суламифи» Александр Куприн, «не считая рабынь и танцовщиц»
У здешнего Шломо их в десять раз меньше. Его «двор» составляют всего 100 верблюдиц. Но и ему живется непросто. За брачный период этот самец, откормленный до 600 килограммов, теряет в весе 150.
Чтобы верблюдицы дали потомство, Соломончику приходится «солидно потрудиться», призывая партнерш особым манером – выдуванием ртом большого пузыря из слюны. Наподобие того, что может получиться из жевательной резинки.
С рождением малыша, как правило, появляется молоко. Оно стоит совсем недешево, ибо в отличие от коровы, от которой можно надоить до 15 литров, а то и больше, верблюдица дает лишь 2 дитра.
Спрашивается, почему на ферме из особей мужского пола имеется лишь один Шломо Катан? Ответ на этот вопрос прост.
В брачный период самцы становятся весьма агрессивными. При виде соперника так сильно возбуждаются, что, непременно, начинается драка, заканчивающаяся увечьями. А так как ферму кроме молока больше ничего не интересует, то вполне достаточно и одного Соломончика.
Он живет отдельно, а самки с детенышами обитают в большом загоне. Рядом с мамами — детки.
Верблюдицы спокойны и доброжелательны. При виде посетителей подходят к загородке и, попрошайничая, вытягивают морды в надежде получить лакомство.
Да и, вообще создается впечатление, что хотят тебя обнять и поцеловать.
Но это, естественно, опасно. Стоит только посмотреть на их зубки, которые могут и укусить. Но, считается, что «на крайние меры» эти животные идут только в том случае, если им самим или малышу грозит опасность.
Надо сказать, что дети достаются верблюдицам нелегко. Плод вынашивается в течение 13 месяцев. Потомство появляется раз в два года. Обычно рождается один детеныш. Но иногда бывает и двойня, что в большинстве случаев заканчивается выкидышем..
Роды обычно выпадают на март и апрель. Этот довольно сложный для верблюдицы это процесс происходит стоя. С плодом большого размера верблюдица сама справиться не может, а потому в диких условиях просто погибает. На фермах ей в таком случае помогают люди, вытаскивая верблюжонка веревкам.
Вес новорожденного составляет 35 -45 кг, рост в плечах — около 90 см. Малыш быстро встает на ноги и через два часа уже способен самостоятельно передвигаться.
Питается верблюжонок молоком в течение 6 – 8 месяцев, постепенно переходя на обычный корм, а максимальный период лактации, дающий возможность получения продукта, — полтора года. Дойку же начинают через два месяца после родов. Вот, пожалуй, и все что мне удалось узнать об этих животных.
Пообщавшись с этими милыми созданиями и даже построив друг другу рожи (сама не знаю, как это получилось, увидела потом на фотографии) покидаем ферму и едем дальше.
Впереди еще немало интересного.
Март, 2018
Написано по следам экскурсии с Леной Кижнер
Первая фотография сделана Эллой Зархиной