Это был замечательный подарок, который сделала мне на день рождения Элка. С ней и ее подругой Навой на любимой малышке-«шампаночке» мы отправились в район Западной Галилеи, где на вершине горы Нетофа, стоят домики селения Арарит.
Поднимаемся по серпантинной дороге, проложенной в горной местности меж холмов, покрытых лесом.
Вот уже позади один из 30 самых опасных участков израильских дорог между перекрестками Хилазон и Дир Хана (19-й -21-й километры шоссе № 805) и мимо нас «пробегают» оливковые рощи, открывается вид на красочную долину Бейт Нетофа.
Встречаются поля, «окрашенные» в коричневый цвет, готовые к севу
А это уже засеянные, и давшие всходы…
Достигаем вершины и с замиранием сердца глядим на виднеющуюся вдали гладь Кинерета на западе, на Средиземное море на востоке.
Здесь такой чистый воздух, что поначалу перехватывает горло, а потом ты никак не можешь надышаться. Недаром въезд на машинах в селение запрещен, и те, кто хочет сюда попасть, должен оставить машину и протопать солидный участок дороги пешком.
Впрочем, идти по извивающейся змейкой асфальтовой дороге совсем несложно, даже приятно. Еще немого, и мы в селении Арарит, что было основано в 1982 году по инициативе члена Партии Труда Израиля Нисима Звили. Этот проект стал частью программы «Освоение Галилеи», когда эту область решили заселить евреями.
Первые жители Арарита — 60 семей, представители так называемой «нетрадиционной духовной ориентации», последователи индийского гуру Махари́ши Махе́ш Йо́ги, основателя трансцендентальной медитации c использованием мантр, автора книг по ведической философии, которая распространяется по миру организацией «Движение Махариши».
Что же представляет собой трансцедентальная медитация? Это умственная техника, практикуемая в течение 20 минут дважды в день. Она снимает накопленное напряжение и стрессы, улучшает здоровье. Ее приверженцы придерживаются вегетарианства.
Среди практикующих ее в Арарите имеются настоящие «летающие» йоги-сидхи, находящиеся на более продвинутой ступени, что, согласно словам ее основателя, приводит к внутренней гармонии и самореализации. Это выглядит столь необычно, что некоторые люди, считают живущих здесь колдунами.
Только это, конечно, не верно. Просто, араритяне — натуры творческие и своеобразные. В области их интересов — самосовершенствование, искусство, разные занятия, полезные для души. Тем не менее, жизнь сообщества протекает в соответствии еврейским календарем, по которому в рамках общины отмечаются основные праздники.
Как любит повторять моя знакомая, увлекающаяся каббалой, «в нашей жизни нет ничего случайного». И, несомненно, не случайно это сообщество собралось именно на горе Арарит.
Хотя с иврита «הרר’ת» переводится как «горный, гористый», соответствуя местоположению селения на высоте более чем 500 метров над уровнем моря, имеется и другое толкование этого слова.
Согласно «Теософскому словарю» каббалистическое чудо-слово «арарита» состоящее из семи букв, в числовом варианте составляет 813. Оно собрано нотариконом — акронимом, применяемым в иудейской традиции для сокращённой передачи имён и названий. В данном случае — каббалистической техникой толкования Святого Писания.
Каждое слово воспринимается как аббревиатура, состоящая из заглавных букв других слов. В данном варианте взято предложение, которое на русском языке звучит так: «один принцип его единства, одно начало его индивидуальности, изменение его есть единство».
Поселок состоит из красивых домов, вполне соответствующих самым передовым техникам в области архитектуры, когда при строительстве учитываются экологические факторы, принципы охраны окружающей среды. Некоторые из домов не только построены, но и спроектированы хозяевами.
А одно из строений воплощает в себе древний принцип Золотого сечения, которое, в самом примитивном варианте, выражается в пропорциональном делении отрезка на неравные части. При этом меньший отрезок так относится к бо’льшему, как бо’льший к целому. Этот принцип стал базовой основой в работе античных архитекторов. В частности, древнегреческий архитектор Калликрат использовал его в строительстве афинского Парфенона.
Относясь бережно к природе, араритяне стараются использовать её дары и энергию без ущерба окружающей среде. Например, здесь никто не курит, не выбрасывает без разбора отходы.
На сегодняшний день из первопоселенцев осталась лишь половина. Зато пришли другие люди, значительно увеличив численность населения. Часть жителей занята в сфере туризма, обслуживания несколько маленьких гостиниц и лечебного центра.
Часть занимается созданием произведений искусства, которые выставляются в художественной галерее, или проводит необычные интересные концерты. Часть производит экологически чистое оливковое масло, маринованные и соленые маслины, собирает мед, обрабатывает специи. Впрочем, есть и «белые воротнички», что отправляются на работу в офисы, находящиеся в Хайфе, Акко или Кармиэле.
Имеется на горе и другое, не менее интересное место. Если пройти от южной оконечности поселения по узкой грунтовой дороге около 500 м, то можно увидеть своеобразное куполообразное строение, сложенное из каменных глыб, о назначении которого говорит крест, установленный на «маковке». Это Лавра Нетофы, большая часть которой в виде грота находится под землей.
В необычном храме, который на иврите называют «Миврат Нетофа», сочетаются еврейские символы с христианскими. Здесь проповедуется единство Господа и мир во всём мире.
Церковь была построена в 1967 году двумя католическими священниками, появившимися в этих краях в 1963 году. Первого, отца Якова Виллебранда, голландца по национальности, сюда привели убеждения родного дяди, что во время войны помогал спасать евреев. Оказавшись в 60-х годах в Израиле, он встретился с американским отцом Томом Фаррелли, явившимся на Святую Землю со своей миссией.
Они сошлись во взглядах и решили, что должны принять участие в возрождении родины иудеев, помогая народу Израиля своими молитвами. Чтобы их действия увенчались успехом, стали вести образ жизни, напоминающий тот, что и древние монахи, обитавшие в Иудейской пустыне в IV столетии.
В поисках подходящего места набрели на гористый участок. Уговорили местных жителей продать землю и решили строить церковь. Подготавливая площадку для строительства, неожиданно обнаружили источник чистой воды и глубокую природную емкость, которую византийцы использовали для сбора и хранения дождевой воды. Решив, что это прекрасный вариант для их задумки, очистили пространство от векового хлама, расширили и обустроили естественную пещеру.
Спустя несколько лет кропотливого труда можно было молиться в своеобразном храме, имевшим тот же вид, что и сегодня.
Спускаемся вниз по крутой винтовой лестнице, и попадаем в Подземную церковь, где даже в самые жаркие летние дни, довольно прохладно.
В дневное время солнечные лучи попадают сюда через специальные отверстия, заполняя пространство мягким теплым светом и создавая особую духовную атмосферу. В скромном интерьере выделяется небольшой каменный подиум, с которого ежедневно читаются молитвы, около стен – скамьи. На специальных подставках — иконы византийского образца.
Это изображение Христа
А это изображение Богородицы
Имеется копия рублевской «Троицы».
На особой подставке — образ Богородицы Оранты с Младенцем Христом в круглом медальоне на груди.
Так как целью монахов-устроителей было создание небольшой лавры, закрытого монастыря, в которых сохраняется самостоятельная жизнь насельников, они, желая воспитать своих последователей, пригласили монахов из Бей-Лехема.
Позже, уже после смерти основателей, в 2005 году, сюда пришли новые люди из Бейт-Джамаля, монастыря, расположенного в Иудейских горах.
Нынешние монахи и монахини живут в небольших хижинах, расположенных неподалеку от церкви. Их жизнь адаптирована к окружающей природе. В большинстве помещений нет ни водопровода, ни электричества. Питаются все в общей столовой, пользуются книгами из небольшой библиотеки. Кроме молитв и служб насельники заняты работой в огороде, на плантации, на винном заводике.
Помощь монахам оказывают добровольцы, приезжающие со всего мира. Они активно участвуют в обслуживании монастыря, церкви, угодий, принимают участие в духовной жизни.
Здесь рады видеть представителей любых конфессий и стараются своими проповедями содействовать мирному гармоничному сосуществованию, воспитанию толерантности и терпимости, чего многим из нас так не хватает….
Мы пробыли в этом месте несколько часов, а когда солнце стало клониться к закату, тоже стали спускаться вниз…
2012
Использованный материал