В Верхней Галилее, на границе с Ливаном, находится интересная деревня Раджар, где живут алавиты, одно из мусульманских течений, отколовшихся от ислама. Они проповедуют культ «Али-Алла» (обожествляющие Али). зятя и двоюродного брата пророка Мухаммеда
Но прежде, чем мы отправимся на прогулку по этому месту, выясним, кто же такие алавиты.
Это люди, исповедующие особый вид религии, представляющей собой смесь ислама, христианства и доисламских восточных верований («джахилия»).
Считается, что алавизм возник в IX веке. Это течение основано богословом Мухаммадом ибн Нусайром, который проповедовал божественность шиитского имама Хасана аль-Аскари, называя себя его посланником. Учение Ибн Нусайра было развито Мухаммадом аль-Джаннаном аль-Джунбулани.
Символ веры алавитов звучит так: «Верую и исповедую, что нет иного Бога кроме Али ибн Абу Талиба, достопоклоняемого (аль мабуд), нет иного покрова (хиджаб) кроме Мухаммеда достохвального (аль махмуд) и нет иных врат (бабов) кроме Салмана аль Фариси, предопределённого (аль максуд)»
Не отвергая мусульманских религиозных ценностей, они принимают их в своем варианте. Так, главная священная книга «Китаб аль-Маджму», являющаяся подражанием Корану, содержит лишь 16 сур, пост Рамадан соблюдается лишь полмесяца, а молитвы произносятся не в мечете, а в Святом доме. Религиозные устои позволяют девушкам не покрывать волосы и не надевать длинные платья.
Практика такия («благоразумное скрывание своей веры») позволяет им соблюдать обряды других религий и почитать христианских апостолов и святых, праздновать Рождество и Пасху, на богослужениях читать Евангелие и причащаться вином
У алавитов имеется свое представление о «Вечной Троице»: В нее входят Али — воплощение Божественного Смысла, то есть Бога (все сущее — от него);. Мухаммад — Имя, отражение Бога, создавший создал аль-Фарси, который есть врата Бога через Имя.
Они единосущны и нераздельны. Весьма почитается также Фатима, дочь пророка Мухаммада и супруга Али.
Познать Бога возможно только тогда, когда он сам откроется, явившись в образе человека. Наблюдалось таких семь явлений в лице признаваемых исламом пророков: Адам, Нух (Ной), Якуб (Иаков), Муса (Моисей), Сулейман (Соломон), Иса (Иисус) и Мухаммад. Согласно алавитам, Мухаммад заявил: «Я из Али, а Али из меня».
По народным поверьям алавитов, люди существовали до сотворения Земли и были светящимися огнями и планетами. А Али освещал их солнечным светом. Затем он появлялся в разных обличьях. После каждого появления проходило 7777 лет и 7 часов. А потом он создал земной мир и дал людям телесную оболочку. Из грехов он создал демонов и шайтанов, а из козней шайтана — женщину.
Алавиты признают переселение душ после смерти душа человека переселяется в животное. Хорошие люди — благородных, а плохие в тех, которых употребляют в пищу. После семикратной инкарнации душа праведного попадает в звёздную сферу, а душа же грешника — в сферу чертей и бесов. Это касается лишь мужчин. У женщин, согласно понятиям алавитов, души нет.
Богослужения и молитвы разделены на мужские и женские. А их обряды окружены налётом тайны.
Алавиты попали в Раджар из северной Сирии (из района Хомса), около 500 лет назад. Они пришли туда в поисках источника воды.
Что касается названия деревни, то оно означает «цыгане» или «кочевники». Оно происходит от торговцев, что шли караванами из Дамаска в Акко через это место.
Есть и второй вариант от слова «тружа» – оливки, которые росли в этих краях.
А третий представляет собой искажение слова «транжер» («треугольный угол» из-за формы поселения.
После распада Османской империи эта территория оказалась под юрисдикцией Франции. Затем, с 30-х годов прошлого века деревня принадлежала Сирии.
Когда после Шестидневной Войны 1967-го года Голанские высоты стали территорией Израиля, Раджар оказался на границе с Ливаном, в 30 км от Сирии. Однако Ливан не хотел принимать алавитов.
После нескольких десятилетий «безхозности» Раджар вошел в состав Израиля и его жители в 1981 году, в рамках «Закона о Голанах», жители Раджара стали гражданами нашей страны.
Когда в 2000 году ЦАХАЛ покинул Ливан, ООН провела “синюю линию” по самому центру города, и северная половина деревни оказалась в Ливане.
Это дало возможность террористической организации Хизбалле обосноваться в этих местах, создав на ливанской части деревни базу для оружия и боевиков.
После того, как в 2005 году ливанские боевики напали на пост Армии Обороны Израиля и попытались похитить солдат, Израиль объявил всю деревню израильской территорией.
Но только лишь год назад появилась возможность свободно посещать Раджар (Г’аджар, Аджар), население которого составляет примерно 2800 человек. Все жители деревни — алавиты, потому что браки, в большинстве, заключаются внутри общины. Но в последнее десятилетие участились случаи появления невест-друзок, арабок-мусульманок и арабок-христианок, и даже евреек.
Поселок исключительно чист, ухожен и безопасен. Здесь напрочь отсутствует преступность несмотря на отсутствие полиции. С нарушителями разбирается муниципалитет и старейшины.
А теперь отправляемся в путь. Первое, что видим, красивый фонтан перед въездом в деревню.
Главная улица, идущая вдоль границы, — променад. Отсюда открывается вид на реку Хацбани, исток которой находится в районе ливанской деревни Хацавия и спускается на юг, достигая подножье Раджара, где сливается с источником Вазани, превращаясь в Нахаль Эйтан (Нахаль Снир) — один из источников Иордана.
В самом начале променада — фигура самого Али.
Наверху — сам святой, оседлавший льва. В руках у него меч, полученный в подарок от пророка Мохаммеда.
Ниже — грозные хищники и арабские скакуны
Затем увидим Святого Георгия Победоносца, протыкающего копьем Змея, воплощение Зла. В этом образе слились так же пророк Элиаху (Илья) и Хидр (исламский праведник и пророк).
Вокруг него- красивый наборный трехступенчатый постамент.
Идем дальше. Нам встретится мозаичная беседка — место встречи
Местный «Биг Бен»
Обратите внимание на его столб. Он выложен мозаикой..
Надо сказать, что мозаика здесь повсюду. Даже на почтовых ящиках
А это, не удивляйтесь, бомбоубежище
С мозаикой и панно
А обратная сторона обращена к стадиону
Необычно выглядят фонарные столбы, ограждения тротуара, вывески с названиями улиц..
От статуи Георгия поворачиваем направо, туда, где находится Сад Мира.
Фрагмент узорных кованных ворот
Фрагмент внутренней стороны стены, ограждающей парк
Идем по парковой аллее
гВ одном из уголков собрались вместе значимые атрибуты разных религий
Мусульманский коран
Еврейский семисвечник с Маген-Давидом
Дева Мария
Меч Зульфикар, полученный Али в подарок от пророка Мохаммеда меча с надписью «Нет мужчины, достойней Али и нет меча, лучше Зульфикара». Арабское слово «Зульфикар» означает «раздваивающий» и изначально имело смысл «отделяющий кости от плоти». Но со временем это сам меч стал восприниматься как раздвоенный.
На одном из растений выстрижено имя Аллаха
В парке имеется интересная статуя с ангелами
Львиный фонтан
Прогулка по парку закончена. Напоследок обратим внимание на несколько домом Раджара.
Если вы спросите, что меня больше всего поразило, то скажу:: мраморные фонтаны и мраморная скульптура, которую в Израиле можно увидеть лишь около музея Ралли.
Написано по следам экскурсии с Леной Кижнер