В подземной части хайфского университета в 1984 году, благодаря Реувену и Эдит Гехтам, появился археологический музей, превратившийся в одно из самых значительных археологических хранилищ страны.
Вход в него бесплатный. По убеждению доктора Гехта, было бы безнравственно взимать плату за то, чтобы приобщать евреев, живущих в Израиле и за его пределами, к истории своего народа.
Он, заинтересовавшись археологией Палестины в юношеском возрасте, в течение многих лет вынашивал идею показать на основе конкретных археологических данных, что в этих библейских краях задолго до нашей эры проживали евреи, что здесь их земля, их корни.
60 лет этот человек, не жалея ни средств, ни сил, ни времени, курировал и финансировал раскопки в желании найти то, что осталось с древних времен. Он считал, что эти безмолвные свидетели древности — важный аргумент в идеологии сионизма.
Даже, находясь в весьма преклонном возрасте, Гехт продолжал пристально следить за появлением археологических новинок и приобретать наиболее ценные из них для пополнения музейных залов.
Первый этаж занимают археологические экспонаты, расположенные в хронологическом порядке. От ханаанского периода (1700 — 1030 гг. до н. э.) до византийского (395 — 638 гг. н. э.). Среди интересных объектов — греческий корабль (V в до н. э), обнаруженный у берегов Кейсарии, старинные украшения, одежда, обувь, посуда, оружие.
На втором этаже – произведения искусства. Картины и скульптура из солидной коллекции доктора Гехта. Представлены работы известных мастеров. В основном французских импрессионизмов и представителей еврейской парижской школы. Здесь можно увидеть Эдуарда Мане, Клода Моне, Камиля Писсарро, Ван Гога, Альфреда Сислея, Хаима Сутина, Мане Каца, Леонида Пастернака.
Интересен «сюрприз», преподнесенный Амадео Модильяни.(1884-1920) Это две картины “Обнаженная в шляпе” (1908) и “Мод Абрантес” (1908), которые по словам Офры Римон, директора музея, является “суперстаром” коллекции. Ее изюминка заключается в том, что обе вещи написаны по обе стороны одного холста и перевернуты друг относительно друга. Как показал анализ, под портретом Мод имеются следы еще одного женского портрета. Сегодня полотно повешено так, что видны обе картины.
Отдельно выставлены работы плеяды еврейских художников периода Второй мировой войны: Алекса Фасини, Иоахима Вайнгарта, Генри Эпштейна, Натали Крейм, Джорджио Карса, Макса Якоба и других. Они составляют часть богатейшей коллекция мецената Оскара Геза, который всю жизнь коллекционировал произведения мастеров парижской школы. Он предоставляет работы еврейских художников, ставших жертвами геноцида.
Музей, до сих пор содержатся за счет Фонда доктора Гехта, хотя его основателя не стало в 1993 году. Он скончался в 83-летнем возрасте, прожив долгую, интересную и содержательную жизнь, воплотившуюся, как сказал В. Маяковский и «в другие долгие дела». Ведь с уходом из жизни мецената его благотворительность не закончилась.
Фото из архива фотографа Ильи Гершберга и файла
Спасибо! Очень интересно! Я даже не знал о существовании в Хайфе такого музея.
Неповторимо, бесподобно
Радует, что ваш блог постоянно развивается. Такие посты только прибавляют популярности.