В Иерусалиме, в долине Креста, на улице Шота Руставели, стоит грузинский монастырь. Сложенный из каменных плит и окруженный мощными стенами, он напоминает средневековую крепость-донжон..
Прологом его появления стали события, записанные историческом своде «Картлис цховреба» («Житие Грузии»), где с древних времен грузины отмечали главные события жизни своего народа.
В IV веке, при царе Мириане III, народ одной из основных историко-географических областей современной Грузии, Картли, был добровольно обращен в христианство.
Это событие произвело столь сильное впечатление на греческого царя Константина, что тот подарил Мириану участок земли в Иерусалиме. где грузинский монарх решил построить монастырь. Кти́тором, лицом, выделившим средства на строительство и украшение первой базилики, что была найдена археологами, . подразумевается царевич Бакур Ибериец.
При иберийском царе Вахтанге Горгасале (вторая половине V века) Крестовый монастырь приобрел новый вид, о чем свидетельствует надпись на грузинском языке на одной из плит у алтаря: «Сей святой и пречестный монастырь Креста с Божьей помощью был построен царем Вахтангом Горгасалом».
В первой половине XI века монастырь был полностью перестроен на средства грузинского царя Баграта III, Куропалата
Руководивший работами монах Прохор Шавтели, прибывший с горы Афон, стал первым настоятелем монастыря. О себе оставил память в виде надписи на юго-восточном устое храма: «Я, недостойный настоятель Крестового монастыря и святой Голгофы, расписал сие с превеликим трудом и усилиями, аминь».
В частично реконструированном, частично перестроенном, комплексе поселились монахи (греки и грузины), многие из которых тоже приехали из Афона. А в конце XII века, когда удалось вернуть земли отобранные крестоносцами, иберийская община стала восстанавливаться.
Около 1185 года царица Тамара отправила в Палестину грузинскую делегацию с целью приведения в порядок монастыря.
Численность прибывших была столь велика, что ее участники не смогли разместиться в Долине Креста. Пришлось строить деревню в районе нынешнего торгового центра Малха. Эта община просуществовала до середины XVII века. До тех пор, пока шло финансирование из-за рубежа. Когда поступление денег прекратились, окончилась и история иберийцев как христиан, потому что под давлением арабов они превратились в мусульман.
Возглавлял делегацию Шота Руставели, на которого царица возложила особую миссию, ставшую целью жизни, этого человека.
Шота́ Руставе́ли ( 1172—-1216) — грузинский государственный деятель и поэт XII века, автор знаменитой эпической поэмы «Витязь в тигровой шкуре» принадлежал к знаменитому роду и был владельцем Руставского майората. Отсюда и фамилия, полученная по месту рождения в селе Рустави. Образование получил в Греции. Вернувшись на родину, стал казначеем царицы Тамар, в которую был безнадежно влюблен. Он посвящал своему кумиру стихи, служил ей как истинный рыцарь. Но безуспешно.
Правда, существует версия, что они соединились после смерти, так как были похоронены рядом в монастыре, ибо согласно завещанию царицы ее тело было доставлено на Святую Землю. Как аргумент приводится тот факт, что при реставрации под фреской с изображением поэта нашли захоронения мужчины и женщины. Так это, или нет – никто наверняка не скажет.
Достоверно лишь то, что царица хотела сохранить место своей могилы в тайне. Оттого незадолго до смерти приказала, чтобы после ее кончины был создан ряд ложных захоронений в разных странах, а потому из Мцхеты одновременно вышло 12 караванов, направившихся в разные концы света. Вполне возможно, что один из них (с истинным грузом) достиг именно Палестины.
Впрочем, существуют и другие версии, в которых фигурируют пещерный монастырь Вардзия, который Тамар посещала при жизни, и где находится природный целебный источник «Слезы Тамар»; небольшая горная церковь в сванетской деревне Ушгули; расположенное близ Кутаиси селение Гелати…
Последнее место было определено в 1919 году археологом Эквтиме Такаишвили, но рабочие, прочитав при раскопке могилы надпись: «Кто коснется этой могилы, раскопает ее или проявит неуважение, тот будет проклят навсегда», отказались копать дальше. Да и потом никто больше не осмеливался тревожить это место.
История пребывания Шоты Руставели в Иерусалиме всплыла в 1960 году благодаря книге греческого монаха Попандополоса, жившего в начале ХХ века.
Это заинтересовало грузин, которые тотчас направили в Израиль трех знаменитых академиков АН Грузинской ССР: Акакия Шанидзе, Георгия Церетели и Ираклия Абашидзе. Они. посетив монастырь Святого Креста, нашли на колонне место утраченной в XIX веке фрески.
Аккуратно сняв верхние слои, обнаружили изображение поэта и надпись, сделанную на старо грузинском языке. “Шоте, расписавшему это, да простит Бог. Аминь. Руставели”.
Академики предположили, что именно здесь, под изображением, и был захоронен Руставели, но греки, владевшие монастырем, не позволили вскрывать пол..
Но вернемся к делам дней минувших. Прибывшие восстановили монастырские здания, пострадавшие от крестоносцев. включая церковь, где появились новые фрески в иконографическом стиле афонских монастырей: библейские сюжеты, портреты античных греческих философов: Платона, Сократа, Аристотеля, Хилона, Солона и Плутарха.
Среди прибывших были образованные монахи –агиографы, которые занялись переписыванием манускриптов, представлявших собой богословские трактаты. Они и положили начало первой монастырской библиотеке, что пополняясь, стала одной из самых значимых в Иерусалиме.
На исходе XIII века монастырскую братию, состоявшую из людей образованных, занимавшихся наукой, сочинением богословских трактатов, переписыванием манускриптов, изгнала из обители арабская банда под предводительством Мелека эль-Насира Бен-Халауна.
Церковь была превращена в мечеть, а монастырь – в богословскую школу для дервишей. Лишь после вмешательства византийского императора Андроника II Палеолога в 1281 году все имущество было возвращено законным владельцам.
Пока в Иерусалиме царили мамелюки, неплохо относящиеся к иберийцам, монастырь процветал. Это продолжалось два века. С начала XIV=го по начало XVI-го. А затем неблагоприятные условия, как внешние, так и внутренние, привели к расформированию монастыря, продаже части имущества, аресту оставшегося кредиторами.
В XVIII веке Иерусалимская Православная Патриархия погасила долги и взяла монастырь под свою юрисдикцию, а несколько остававшихся иберийских монахов, перешли в братство Гроба Господня.
В середине XIX века патриарх Афанасий превратил монастырь в богословскую школу, что повлекло перестройки и обновления зданий. Библиотека, пополнившись множеством книг по различным отраслям знаний, стала одной из крупнейших в Палестине. Именно здесь появился первый в Иерусалиме музей, где экспонировались археологические находки, чучела зверей и птиц, обитавших в тех краях.
Когда в 1908 году богословская школа, одна из самых знаменитых в мире, была ликвидирована, для монастыря Святого Креста снова наступили черные дни. Многие десятилетия в нем жил лишь настоятель, исполнявший обязанности монастырского сторожа.
О том, что ценный памятник архитектуры и культуры пропадает, спохватились лишь в 70-х годах прошлого века. Иерусалимская Патриархия по решению Патриарха Диодора,провела ремонт здания, работы по реставрации прекрасных мозаичных полихромных полов, частичную консервацию стенных росписей. Но, к сожалению, значительная часть древностей монастыря погибла.
А теперь, познакомившись с историей создания обители, отправимся на ее осмотр. Но прежде несколько слов о происхождении названия этого места и связанной с ним библейской истории.
Все началось с того, что Аврааму, в дубраве Мамвра, явился Господь в образе трех Ангелов, которые оставили патриарху свои посохи, выточенные из разных пород деревьев.
Через некоторое время произошла трагедия Содома и Гоморры, что были уничтожены за недостойное поведение их жителей. Пощажен был лишь праведный Лот, который потеряв жену, обратившуюся в соляной столп, укрылся с двумя дочерьми в пещере. Там девы повели себя более чем странно. Напоив отца допьяна, совершили грех кровосмешения.
Когда Лот узнал о происшедшем, то пришел в ужас. И этот ужас погнал его в отдаленную местность (современное название Уад-эль-Муалапе), где старик стал молить у Бога прощение. Однако Господь был глух к его стенаниям.
Отчаявшемуся человеку пришла в голову мысль обратиться за советом к Аврааму, который дал ему три ангельских посоха из кедра, кипариса и пинии. Их следовало посадить в землю (там, где сейчас стоит монастырь) и поливать водой из реки Иордан. Сделать это было совсем непросто, ибо Иордан находится довольно далеко от Долины Креста. Но, факт остается фактом. Сухие палки, пустив корни, слились в триединое дерево. И это стало знаком, что прощение получено.
Во время возведения Храма царем Соломоном дерево упало. Его хотели использовать для строительства, но выточенные балки оказались негодными и были выброшены как проклятые.
Прошло не одно столетие, и дерево снова вошло в историю. Первосвященник Каифа, сказавший последнее слово в осуждении Иисуса, приказал взять доску из этого дерева как основу креста для распятия, считая, что старинное проклятие усилит муки и унизит вольнодумца.
Подойдя к монастырю, пригнув голову, словно в поклоне, войдем через единственный низкий и узкий вход в монастырский двор.,
Вход охраняет мощная металлическая дверь с серьезными засовами.
Проходим через коридор под арочным сводом, где на стене висит старинное било — деревянная доска, заменявшая колокол. По ней ударяли молотком или палкой, созывая людей.
А также старинные барабаны доли
Оказываемся в монастырском дворе
Небольшая территория разделена на участки с разными строениями
Обратите внимание на икону над дверью. Она изображает Лота около священного дерева
На второй этаж ведут массивные ступени
Первым делом заходим в церковь. Стоящая на прямоугольных столбах. она единственная на Святой Земле, сохранившая форму классической византийской ротонды с одним главным куполом и трёмя сводами. Как сам храм, так и большинство мозаик относятся к XI веку.
В алтарной части сохранился иконостас, лишенный части икон. О православных святых и былых деяниях рассказывают надписи на стенах церкви на грузинском и греческом языках.
А на первой колонне справа, между изображениями гимнографов (авторов литургических произведений, входящих в богослужебные книги христианской Церкви) Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина изображен сам Шота Руставели в образе мудрого старца, облаченного в одежды царского сановника.
К сожалению, в 2004 году вандалы повредили эту фреску. Но ее восстановили к приезду в Израиль президента Грузии Саакашвили, что присутствовал на открытии памятнику поэту, поставленному недалеко от монастыря, и преподнес в дар монахам икону св. Георгия. вычеканенную на золоте.
Имеется много икон
Подствки для свечей
Под церковью имеется пещера, в которую можно спуститься с северной стороны алтаря. В ней – капелла и место, покрытое стеклом в чеканном обрамлении. Именно там росло легендарное дерево, о котором рассказывалось выше.
Дверь за бархатной занавеской, ведущая в закрытое помещение.
Имеется выход в небольшое помещение типа музея, где в витринах выставлены раритеты.
В глубине — Распятие
По сткнам старинные иконы византийского образца
В отдельном строении на втором этаже находится трапезная с выбеленными стенами. В ней – длинные столы с мраморным покрытием и выдолбленными углублениями для ног.
Рядом кухня с большой печью. В интерьере – кухонная утварь: кастрюли, котлы, доски специальной конфигурации для выпечки хлеба
Помещение с рукомойниками для того, чтобы монахи не садились за стол с грязными руками.
Колодец, из которого монахи брали воду для питья и готовки
Лругие помещения
Имеется старинная баня с так называемыми шайками; небольшой, но весьма любопытный музей, гостиная с яркими, в красных тонах пуфами, диванами, половиком во всю длину комнаты, интересными светильниками и маленькими столиками, где в свободное время монахи, вероятно, пили кофе, о чем свидетельствует старинный кофейник.
А в помещении с резными скульптурами XVI века, что украшали церковных помещений, можно полистать старые книги конца XVII начала XIX века с замечательными гравюрами, посмотреть старинные рукописи. В витрине привлекает внимание книга в замечательном переплете украшенном эмалевыми вставками с образками и надписями по-русски.
В настоящее время монастырь не является обителью в полном смысле этого слова. В основном это Музей Истории Православия на Святой Земле. Монастырская братия составляет всего десять человек. В ее обязанности входит поддерживать монастырь в соответствующем виде и мастерить сувениры (образки, крестики, четки, открытки и пр.) продающиеся в местном магазинчике, где покупателей приветствует белый попугай, сидящий на крыше своей клетки. Здесь же продается интересная посуда (чайные и кофейные чашки, стеклянные вазочки и коробочки для пряностей).
Мое последнее посещение этого монастыря пришлось на день грузинского праздника, отмечаемого 14 октября. Он посвящен обретению Грузией хитона Господня, во славу которого был построен собор Светицховели. Его в I веке привезли в Грузию два еврейских священника. А потому в монастыре было много грузин, проживающих в Израиле, облаченных в национальную одежду.
2019-2021
Использованный материал
Monastery of the Cross — Wikipedia
True Cross — Wikipedia