В районе Иудейских холмов, там, где разворачивались библейские события, связанные с именем Самсона, за мощной каменной стеной прячется католический монастырь Дир Рафат.
Он принадлежит францисканцам, о чем говорит символ Ордена на треугольном фронтоне ворот. Ниже – миниатюрная фигурка Девы Марии, а на перекладине – название монастыря и дата его «рождения».
Что касается названия, то оно в переводе с арабского означает «развалины монастыря». Это связанно с одноименной деревней, находившейся отсюда, примерно, на расстоянии 2 км к востоку. Там, где до нее, в древности, хоронили монахов, о чем археологам рассказали эпитафии на фрагментах каменных гробниц.
Деревня просуществовала до 1948 года. До того момента, пока её жители не покинули эти места во время Войны за Независимость с появлением бойцов Пальмаха в рамках операции «Дани».
Но еще задолго до этого, в 1855 году, деревня вынуждена была выставить часть своих владений с руинами из-за долгов на продажу. И земли ушли к христианам.
Идея их приобретения принадлежала отцу Фарине, итальянскому епископу из города Тревизо. основателю «Института сестёр св. Доротеи», члены которого помогали девушкам из бедных семей.
Ее поддержал Луиджи Барлассина, латинский Патриарх Иерусалима, который после сильных разрушительных толчков, имевших место во время двух сильных землетрясений в январе 1837 года, надумал поставить храм в честь Девы Марии, которая защитила бы Святую Землю от подобных бедствий.
Так как, согласно законам Османской империи, подданные иных государств не имели права приобретать земли в Палестине, францисканцы стали официальными владельцами данной территории только в 1925 году, уже во времена Британского мандата.
И сразу же началось строение церкви в византийском стиле по проекту монаха-бенедиктинца Маурицио Гислера из иерусалимского аббатства Дормицион. Того самого, что строил церковь св. Стефана в Бейт-Джамале.
В центр комплекса архитектор поместил церковь, а рядом разместил здания монастыря, детского дома, школы.
В 1927 году из Италии была привезена 2,5-метровая бронзовая копия статуи девы Марии из монастыря сестёр св. Доротеи в Виченце и водружена над входом. Для удобства транспортировки ее разделили на десять частей, которые соединили уже на месте.
В изначальном варианте голову статуи венчала корона с двенадцатью позолоченными звёздочками. Но монахи побоялись, что их повредят погодные условия, и сняли корону. Правда, потом водрузили на место, заменив позолоченные элементы бронзовыми.
Церковь была освящена и получила официальное название «Королевы Палестины», о чем можно узнать, прочитав на фасаде надпись «Reginae Palaestinae». А по бокам от этих слов – вдавленные в каменную кладку два круга белого цвета, на которых видим «А» и «М». Это начальные буквы благословения «Аве Мария».
Вскоре после окончания строительства в Дир Рафат прибыла первая группа монашенок во главе с матерью Бартель из итальянского Института сестёр св. Доротеи, получившего название в честь Доротеи Кесарийской, святой, что жила в III-IV веках в Каппадокийской Кейсарии, находившейся на территории современной Турции.
С ее именем связана следующая легенда.
Кроткая, смиренная и благочестивая девица-христианка пострадала за свою веру в Христа. После жестоких мучений была приговорена к смертной казни. По дороге на эшафот ей повстречался некий человек по имени Феофил, который с ухмылкой произнес: «Невеста Христова, пошли мне из сада жениха твоего розовых цветов и яблок».
И произошло чудо. После молитвы Доротеи, которую ей разрешили вознести перед смертью, с Небес спустился Ангел в образе прекрасного юноши. В руках у него был лентион (полотенце). На нем лежало три яблока и три розовых цветка. Доротея попросила передать небесный дар Феофилу, произнеся при этом, что будет рада будущей встрече в райском саду.
Девушке отрубили голову, а ее хулитель, получивший неожиданный подарок, был настолько поражён, что уверовал в Христа.
За свои убеждения был подвергнут жестоким истязаниям и подобно Дорофее был «казнен усечением головы».
Сегодня монастырь принадлежит ордену монахинь Вифлеема, прибывших из Франции и других франкоязычных стран. Они занимаются помощью сиротам и неблагополучным семьям. А в церковной роще уединенно живет сестра из Канады, представительница Ордена Сестер Милосердия, которая занимается изготовлением поздравительных открыток с украшениями из сухих цветов.
При монастыре имеется школа, в которой учатся девочки в возрасте от 4-х до 13-ти лет, которые имеют право, оставаясь в дальнейшем в монастырском общежитии, учиться в школах близлежащего города Рамле. Имеется гостевой дом для христианских паломников.
До 1940 года в Дир Рафате действовал приют для сирот и детей из проблемных семей. Здание, где оно располагалось, ныне сдано в аренду Ассоциации «Роторно», в которой работает центр реабилитации наркоманов с названием Гиват Шемеш.
А теперь рассмотрим храм, который, в отличие от других католических церквей, выглядит светло и радостно. Полюбовавшись на фасад с фигурой Девы Марии, войдем вовнутрь через одни из трех массивных двустворчатых деревянных дверей, на которых вырезаны «ленты» с надписью «Ave Maria» на 56 языках.
Этот же текст, написанный на 343 языках, виден и на ленточках, которые держат в руках ангелы, «летающие» по небесно-голубым стенам и потолку. Это работа художника Мубарака Юусефа Саида, который, не успев до конца выполнить заказ, умер.
А заказ был сделан, согласно преданию, латинским патриархом Иерусалима Луиджи Барлассиной, который решил украсить стены и потолок церкви первыми словами обращения ангела Гавриила к Марии, матери Иисуса.
С этой целью он попросил католических епископов разных стран прислать ему официальные переводы благословения и получил 404 варианта.
В 1973 году была проведена реконструкция как всего комплекса, так и церкви. Потолок приобрел нежно-голубой оттенок, а фрески, изображающие ангелов, обновлены. Считается, что количество надписей после реставрации уменьшилось.
В апсиде, перекрытой полукуполом (конхой), характерном элементе византийской храмовой архитектуры, украшенной витражными окнами, находится алтарь.
В нем, над золоченым престолом с иконами на возвышении, – изваяние Девы Марии с гало над головой. По бокам от Богоматери — фигуры ангелов.
А рядом – дароносица (переносная дарохранительница Святых Даров, которые в православии и католицизме представляют собой хлеб и вино, ритуально приготовленные священником во время литургии для причащения верующих и символизирующие Тело и Кровь Христовы).
Используется для осуществления таинства причастия вне храма. Нередко имеет особую форму в виде Солнца с лучами, о чем писал в одном из стихотворений Осип Мандельштам
Вот дароносица, как солнце золотое,
Повисла в воздухе — великолепный миг.
Здесь должен прозвучать лишь греческий язык:
Взят в руки целый мир, как яблоко простое.
Слева от апсиды — большая икона с изображением Мадонны, ступающей по облакам, и ангелочками, преподносящими ей жезл и корону — атрибуты царской власти.
Справа – Фигура Христа с поднятыми вверх руками. Этот жест, обращенный к Небесам, называется Орантой.
Что еще вызывает интерес? Фигура ангела с рыбой – одним из древних символов христианства.
А также яркие витражные окна с геометрическим орнаментом
Каждый год в воскресенье, после 25 октября, с одобрения полученного еще в 1933 году от Ватикана, здесь проводится Праздник Богоматери Палестины. В этот день, один из редких в году, имеют возможность встретиться арабы-христиане со всех уголков страны.
А покидая монастырь неплохо заглянуть в магазин винодельни «Мони», где предлагают гостям продегустировать и приобрести очень вкусные вина. А также варенье, оливковое масло, мёд и различные пикантные «намазки» из артишоков, маслин, каперсов и пр.
Это хозяйство друзской семьи Артуль из деревни Маар в Галилее. В 1980-е годы она арендовала часть монастырской земли и с тех пор использует для выращивания винограда и маслин.
В 2001 г. под монастырём была обнаружена пещера, которая была переоборудована ими под винодельню, которую назвали «Мони» в память о безвременно ушедшем из жизни младшем сыне этой семьи.
Написано по следам экскурсии с Леной Кижнер
спасибо