Район Иерусалима Эйн-Керем — удивительное место, где сосредоточены монастыри и христианские храмы. Но первое, что ты видишь и раритетов, приезжая в это место — знаменитый источник..
Тот самый, что появился, согласно легенде после того, как между Марией (Мирьям), что приехала сюда на ослике из Назарета, с ее родственницей Елизаветой (Элишевой), жившей в этих краях со своим мужем Захарием, служившим в Храме коэном, состоялся серьезный разговор. Это ради него Мария прибыла из Назарета в Иерусалим. Ей не терпелось поведать кузине Благую весть о непорочном зачатии и будущем рождении Сына Божьего.
В ответ прозвучало не менее интригующее сообщение о том, что Елизавета, бывшая уже много лет в бесплодном браке, носит под сердцем другого судьбоносного младенца – Иохана (Иоанна). Того, которому суждено было стать одним из Апостолов, легендарным Крестителем.
Этому событию посвящена Церковь Посещения, Преодолев длиннющую лестницу, оказываешьсяь около кованых ажурных ворот с бронзовыми изваяниями Елизаветы и Захарии.
А во дворе — необычный храм, состоящий из двух частей, расположенных одна над другой.
История этого места связана с именем императрицы Елены, матери Константина, посетившей Святую Землю в IV веке. Не зная точно местонахождения дома Елизаветы, она в 324 году решила построить два храма: один посвященный пророку Захарии, второй — св. Елизавете. Обе церкви в начале VII века разрушили персы.
Появившиеся во время Первого крестового похода (вторая половина XI в.) рыцари возвели на руинах две новые базилики. За время арабского владычества от первой ничего не осталось. И в 1955 году удивительный архитектор Антонио Барлуцци на ее месте поставил новую, францисканскую.
Первое, что видишь, попадая на территорию, фигуры Марии и Елизаветы на фоне стены, представляющей собой часть клуатра с текстом Магнификата (благодарственного гимна, произнесенного Марией) на 42 языках.
Напротив, рядом с колокольней, над входом в Нижнюю Церковь – яркая мозаичная картина работы итальянского монаха из Ватикана по имени Бигатти. Она изображает Марию, въезжающую в Эйн-Керем верхом на белом ослике. Под ней – библейский текст: «И встала Мария в те дни и поспешила в Горы, в один из городов Иудеи».
Нижняя Церковь (крипта) представляет собой небольшую капеллу, вырубленную в горе. Ее украшают фрески, расположенные на стенах под потолком со следующими евангельскими сценами:
«Встреча Марии с Елизаветой»
«Избиение младенцев».
«Служба Захарии в Храме»
Главное место в крипте — грот, почитаемый с раннехристианских времён (VI-ХII вв.), что заканчивается колодцем с так называемым «малым родником», которым, согласно преданию, пользовалась семья Иоанна.
Рядом, на обнесенном железной решёткой месте, стоит камень с углублением, напоминающим форму детского тельца. Вокруг него — надпись на греческом: «В этой скале Елизавета прятала Иоанна». Камень принесен оттуда, где Елизавета скрывала своего малыша, когда кровожадный царь Ирод, боясь за свой трон, полученный не по наследству, а по решению римского сената (37 г. до н. э), безжалостно убивал младенцев мужского пола, потому что услышал от волхвов предсказание, касающееся рождения Мессии.
О том, как Елизавета спасала свое дитя, читаем у русского игумена Даниила (начало ХII в): «Оттуда с пол версты через горное ущелье прибежала к горе Елизавета и сказала: «Гора, прими мать с чадом». И тотчас же расступилась гора и приняла Елизавету. Слуги же царя Ирода, которые гнались следом за Елизаветой, пришли к этому месту, ничего не нашли и возвратились утомленными».
Согласно православной традиции, это место расположено на расстоянии 3 км к западу от Эйн-Керема, и ныне там расположен францисканский монастырь Иоанна Предтечи в Пустыни, так же построенный Барлуцци.
Поднимаясь по лестнице в Верхнюю Церковь, видим «Мадонну делла Бруна» – дар итальянского города Матера.
Оказавшись на площадке перед храмом, обращаем внимание на рисунок оконных ставень, повторяющих многократно стилизованный силуэт пальмы, являющейся одним из символов Богоматери.
А так они выглядят изнутри
Этот мотив повторяется в очертаниях бронзовых подсвечников, что были отлиты мастером Морте и являются украшением интерьера.
Внутри церкви стены отделаны дорогими породами мрамора, расписаны фресками работы итальянского художника К. Вагарини. Сначала художнику помогал известный израильский мастер Мордехай Ардон (впоследствии лауреат Премии Израиля), но был отстранен Ватиканом по причине иудейского происхождения.
Пять больших панно посвящены таким библейским темам как
«Диспут о Непорочном зачатии».
«Брак в Канне Галилейской».
«Эфесский собор, провозгласивший Марию Богородицей»
А так же «Покровительница всех верующих», «Почитание Марии».
Стены украшают фрески с женскими образами из Ветхого и Нового завета. А в апсиде — величественный алтарь с резной мраморной оградой. За ним, следуя своему принципу, архитектор сохранил древнюю византийскую кладку.
Мы видим изображение Девы Марии в окружении ангелов и святых.
Над ней — интересный потолок, имитирующий кессонный
На западной стороне, над органом, — красочное изображение Богородицы
Источник Три дня в Эйн-Кереме