Он эфиопов узрел племена и Кифеевы долы.
Немилосердный Аммон* неповинную там Андромеду
За материнский язык в то время подверг наказанью,
Только лишь к твердой скале прикованной за руки деву Абантиад** увидал…
Овидий, «Метаморфозы»
Кто из нас в отрочестве не зачитывался легендами и мифами Древней Греции, с упоением следя за перипетиями действующих лиц, кои были представлены богами и героями, фантастическими существами и обворожительными красавицами… Они овладевали чувствами не одного поколения читателей, мечтавших хотя бы краешком глаза увидеть места, где происходили описываемые события. Но для большинства из нас это было, увы, нереально. Теперь же, когда мы стали жителям Средиземноморья, от Израиля до Греции, как говорится, подать рукой. Но не будем торопиться. Для начала отправимся в Яффо.
Именно здесь можно увидеть следы пребывания героев одного из самых красивых мифов. Того, что повествует о сыне Данаи и Зевса Персее, спасшем дочь эфиопского царя Кефея — прекрасную Андромеду, отданную во искупление грехов своей матери Кассиопеи, дерзнувшей поспорить красотой с морскими нимфами, на съедение ужасному Дракону.
В Старом Яффо, где в районе бывшего порта некогда швартовались суда, а выше, на узеньких улочках, носящих романтические названия Знаков Зодиака, разместились мастерские художников и скульпторов, виден обломок скалы, к которому по велению оракула была прикована дева.
Рядом то, что осталось от маяка, построенного несколько позже, и застывший в камне хвост чудовища, отхваченный острым мечом героя в смертельной схватке.
Конечно, чтобы представить себе всё это, надо обладать неплохим воображением. Но ведь обладали же им и Аполлодор, изложивший сей миф, наряду с прочими, в «Мифологической библиотеке», и Софокл с Эврипмдом, использовавшие его в качестве сюжета для своих трагедий, и римские драматурги Ливий Андроник, Эний, Аккий, и великий поэт «Золотого века» римской литературы Овидий — автор «Метаморфоз», столь любимый Пушкиным, что был упомянут в «Евгении Онегине».
Но есть в этом предании один интересный нюанс. Вы, наверно, заметили, что речь идет о дочери эфиопского царя, а, следовательно, чернокожей красавице. Однако на это, почему-то, никогда не обращалось внимание. И, возможно, эта мысль никогда не пришла в голову и мне, не столкни жизнь нос к носу с эфиопами.
О цвете кожи Андромеды, вероятно, не было известно ни одному художнику, использовавшему данный сюжет. Возьмем любую из картин на эту тему работы Тициана, Иорданса, многочисленные варианты Рубенса и его учителя Адама ван Ноорда, и в своеобразной работе ученика великого Питера Пауля — Ван Дейка «Андромеда», где тот сковал цепями нарочито искаженный образ давлевшей над ним любовницы. Да и другие многочисленные полотна… На них изображены белокожие рыжеволосые женщины.
И в том нет их вины. Литературные источники по этому вопросу удивительно единодушны. Вот как, например, описывают увиденное Персеем «Метаморфозы»:…
…Когда бы ей веяние ветра
Не шевелило волос, и не капали теплые слезы,
Он порешил бы, что мрамор она, — огнем безотчетным
Вдруг загорелся и стал недвижимым.
Конечно, мрамор бывает разного цвета. Только для древних греков и римлян характерно лишь сравнение с особым белым паросским камнем. И это уточняется Н. А. Куном, переработавшим для своих «Легенд и мифов» колоссальное количество античной литературы.
Следовательно, в допущенной ошибке следует винить лишь древних эллинов, считавших Эфиопию страной, лежащей на «крайнем юге земли» и, вероятней всего, никогда не видевших её жителей. В противном случае они сравнили бы Андромеду со статуэткой из эбенового дерева.
1996 -2020
* Для избавления от чудовища Кефей должен был отдать, по указанию бога Аммона, Андромеду дракону.
**Абантиад – Персей, дед которого Акризий был сыном Абанта.